ПРАВО.ru
Актуальные темы
12 августа 2009, 20:44

Непрозрачный госзаказ

Непрозрачный госзаказ
Поводом для проверки сайта госзакупок послужили участившиеся жалобы со стороны предпринимателей Фото Право.Ru

Президент России Дмитрий Медведев поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС)  и Минэкономразвития обеспечить достоверность информации, публикуемой на официальном сайте для размещения госзаказов. Надзор за соблюдением законности в сфере размещения заказов возложен на генерального прокурора Юрия Чайку.

Поводом для проверки сайта госзакупок послужили участившиеся жалобы со стороны предпринимателей. По их мнению, информация на сайте преднамеренно искажается, а требования зачастую формируются под конкретное юридическое лицо. Все это сводит на нет основные принципы госзакупок: равноправие участников, а также прозрачность и открытость предоставляемой информации.

"Это не невинные ошибки и опечатки, а целенаправленное нарушение законодательства о госзакупках. И делается чиновниками с умыслом, поскольку те не хотят терять заказы для "своих" компаний", — рассказал в интервью «РГ» начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев.

Портал Госзаказа

В 2008 году в соответствии с законом 94-ФЗ о госзакупках появился единый интернет-портал о федеральных закупках(http://www.zakupki.gov.ru/).

Портал  призван решить ряд ключевых задач:

  • Повысить прозрачность торгов и предоставить возможность широкому кругу хозяйствующих субъектов участвовать в них.
  • Помочь соответствующим госорганам обеспечить должный контроль размещаемой информации.

С недавних пор для пользователей ресурса изменился порядок внесения информации. Данные о госзаказе формируют и размещают сами заказчики, а не операторы. Для этого разработан специальный порядок и шаблоны, упрощающие составление заказа и размещение его на сайте. По замыслу создателей ресурса, единый интернет-портал должен был снизить риски, связанные с несанкционированным изменением информации, а также решить проблему режима автоматического контроля процедурных нарушений в процессе размещения информации о госзаказе.

Следующим шагом в развитии госзакупок стало формирование и открытие трех площадок электронной торговли, которые призваны помочь государству сэкономить на операциях порядка 15-20% денежных средств.  Всего планируется открыть не более пяти площадок электронной торговли, которые придут на смену 83 площадкам, действующим до конца 2009 года.  Предполагается, что эта мера упростит получение доступа к информации о размещаемых заказах.

Одной из сильных сторон нововведения считают отмену максимального порога стоимости контракта, что в конечном счете позволит заказчикам выставлять более крупные лоты, а поставщики получат право претендовать на крупные заказы.

От жалобы к жалобе

С весны 2009 года ФАС проводит мероприятия по выявлению нарушений в ходе размещения заказов, а также мониторит портал госзакупок на предмет искажения информации. К сожалению, принимаемые меры по противодействию коррупции при проведении конкурсов госзакупок не приносят ожидаемых результатов. У предпринимателей это вызывает недовольство и недоверие к порталу. По мнению ряда бизнесменов, в сложившейся ситуации дорога к госзаказам представителям малого и среднего бизнеса практически закрыта.

Одним из наиболее распространенных способов мошенничества является замена букв в латинице. Вот лишь один пример, от создателя поисковика по государственным закупкам Enotpoiskun.ru Ивана Бегтина:

"право заключения государственного k0нтраkтa нa пр0д0лжeниe рeк0нcтрукции 0бъekтa "Рek0нcтрукция пр0изв0дствa тубeркулин0в для диaгн0cтиkи бakтeри0з0в у жив0тных".

По данным Федеральной антимонопольной службы, в текущем году выявлено более 2000  нарушений. Факты искажения информации обнаружены в контрактах на миллиарды рублей. Чтобы исключить подобную возможность, создан реестр заказов, в котором отслеживаются  извещения с недостоверной информацией. Кроме того, по мнению специалистов, эту проблему можно решить при помощи автоматизации системы.

Существуют другие варианты обойти принцип прозрачности информации — слипание слов, отсутствие ключевых слов или же их целенаправленное искажение. При этом доказать преднамеренность искажения информации практически невозможно. Любое искажение информации влечет за собой проблемы при поиске информации о заказе, что может быть использовано недобросовестным заказчиком. По мнению экспертов, найти решение этих проблем исключительно путем разработки специальной программы, работающей автоматически, невозможно. Необходима продуманная система модерации размещаемой информации.

Общая тенденция

Несмотря на деятельность контролирующих органов, по итогам первого квартала 2009 года значительно возросло количество поступивших жалоб. Об этом в своем выступлении на форуме «Госзаказ 2009» сообщил начальник Управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России Михаил Евраев. «Количество жалоб резко растет. И если в шестом году их было 2400, то в седьмом году это 10 000 жалоб, а в восьмом году это уже порядка 14 тысяч жалоб. Сейчас у нас комиссия начинает работу в 10 утра и заканчивает поздно вечером. И так практически каждый день», — заявил он. Общее количество нарушений, выявленных ФАС в первом квартале 2009 года, превысило 11000. По мнению Евраева, складывающаяся ситуация говорит в первую очередь о том, что предприниматели видят в лице ФАС действенный и эффективный механизм защиты. Однако, как показывает практика, уровень коррупции не снизился.

Коррумпированные структуры неплохо себя чувствуют и подстраиваются под законодательные барьеры, качество которых оставляет желать лучшего. Вместе с тем эксперты считают федеральный закон 94-ФЗ новым этапом в развитии госзакупок и пророчат ему светлое будущее. В ближайшее время ожидается принятие ряда поправок и дополнений к закону о закупках. В частности, должна заработать система поручительства.

Сергей Перов,
аналитик Право.Ru