С начала 2009 года в России при финансовой поддержке Евросоюза проходит эксперимент по внедрению электронных систем контроля над осужденными. Тема "электронных браслетов" и их использования в системе исполнения наказаний активно обсуждается на протяжении всего этого времени, разделив наблюдателей на два противоборствующих стана. Одни считают, что внедрение систем электронного контроля станет еще одним шагом в дальнейшей гуманизации системы наказаний. В то время, как другие, ссылаясь на российский менталитет, предрекают, как минимум, всплеск коррупции в системе исполнения наказаний, и, как максимум, — провал в нашей стране этого ноу-хау, уже хорошо зарекомендовавшего себя за рубежом.
Между тем, угрожающий рост числа заключенных в Российской Федерации позволяет рассматривать введение электронных браслетов как эффективную часть системы отбывания наказания без изоляции от общества. По данным Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН), на 1 июля 2009 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) содержалось 887 тысяч человек. В том числе в 755 исправительных колониях — 735 200 человек, в 225 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, — 144 500 человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 7 300 человек.
По мнению многих экспертов, правонарушители, отбывшие наказание в местах лишения свободы, обстановка в которых отличается жестокими нравами и "перевернутой" шкалой жизненных ценностей, зачастую выходят за ворота исправительных учреждений морально, а то и физически искалеченными. Будучи не в состоянии занять место в обществе, от которого они были надолго оторваны, восстановить на прежнем уровне социальные связи и личностные контакты, многие бывшие заключенные снова возвращаются в преступную среду, то есть, становятся на путь рецидива.
Законодатели считают, что вырваться из этого замкнутого круга, перекрыть источник рекрутирования бывших заключенных в преступное сообщество, существенно облегчить их адаптацию после снятия судимости можно лишь одним путем: дать возможность осужденным по не тяжелым преступлениям отбывать наказание, что называется, в родных стенах, не покидая социальной системы. А сторонники введения электронных браслетов подчеркивают при этом, что, возможно, введение электронного контроля будет косвенно способствовать росту назначенных судами таких видов альтернативных наказаний, как ограничение свободы по месту жительства и домашний арест.
С чего все начиналось
К изучению мировой практики использования электронных видов слежения и контроля над осужденными, ФСИН России приступила еще в 2001 году. В частности, анализировался опыт США и стран Евросоюза, а так же возможные пути введения подобной системы в практику на территории нашей страны. Последние десять лет более 60 стран мира активно используют электронные браслеты как альтернативную меру наказания. Особенно активно такие меры контроля над преступниками используются в Великобритании. Опыт именно этой страны собирается перенять Россия.
В 2006 году Евросоюз выделил грант в размере трех миллионов евро на проведение эксперимента по внедрению электронных браслетов. 500 тысяч евро пошли на приобретение электронных браслетов, а 2,5 миллиона было решено потратить на обучение и подготовку специализированных кадров, а также на закупку специального оборудования. Браслеты были приобретены у зарубежной компании, однако в случае удачного исхода эксперимента за право серийного производства могут побороться и российские производители.
Об эксперименте — из первых уст
Об используемых системах контроля и первых итогах проводимого эксперимента рассказал "Право.Ru" руководитель пресс-службы ФСИН России Валерий Зайцев:
- В настоящее время используемые в эксперименте 220 браслетов делятся на три вида: 73 из них позволяют использовать возможности спутникового слежения за человеком, а остальные 145 — обеспечить домашний контроль посредством стационарного или мобильного телефона. Распределение браслетов производится в зависимости от того, к каким ограничениям осужден заключенный. Электронные устройства позволят следить за осужденным, определять его местонахождение в течение 24 часов в сутки. При этом устройство нельзя самовольно снять или перепрограммировать: в случае таких попыток на пульт сразу подается сигнал. Если осужденный зайдет на запретную для него территорию, соответствующий сигнал поступит диспетчеру. Отказаться от браслета можно, тут выбор за осужденным: ему решать, где отбывать наказание — дома в кругу родных и близких или в колонии.
Говоря о первых результатах, можно смело утверждать, что эксперимент проходит удачно. Мы даем заключенным право выбора — оставаться в колонии или отбывать наказание, не обрывая родственных и социальных связей. Есть примеры, когда осужденный, находящийся под электронным контролем, устроился на работу, а впоследствии перевез в Воронеж и свою семью. Осужденные и условно-досрочно освободившиеся, понимая, что постоянно находятся под контролем, защищены от искушения вернутся на путь преступлений. Естественно, как и в любом эксперименте, обнаруживаются свои минусы, но они сводятся лишь к техническим проблемам, над которым тут, же начинают работать специалисты (так, например у одного из осужденных из-за брака лопнул пластиковый ремешок).
В итоге можно сказать, что электронные браслеты успешно используются, и положительно приняты заключенными. Система электронного контроля сможет в будущем сэкономить огромные средства затрачиваемые государством на содержание в заключении оступившихся людей.
Законодатели и исполнители
Использование электронных систем контроля над осужденными является неотъемлемой частью идущей реформы системы наказаний, в общем, и системы альтернативных наказаний в частности. Пока ФСИН России в лице уголовно-исполнительных инспекций на практике реформирует исполнение альтернативных наказаний, законодатели работают над совершенствованием и развитием нормативной базы в области наказаний.
Так, 25 августа вступила в силу "Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества". Инструкция разъясняет порядок и рамки деятельности уголовно-исполнительных инспекций в отношении осужденных к наказаниям без изоляции от общества, а также тем, кому суд предоставил отсрочку отбывания наказания. Кроме того, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания". Проект закона подготовлен Министерством юстиции во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей в части, касающейся применения альтернативных мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы.
По мнению Минюста, принятие законопроекта о дополнении санкций ряда статей Уголовного кодекса РФ наказанием в виде обязательных работ будет способствовать сокращению количества лиц, осужденных к лишению свободы. Стоит обратить внимание на то, что в УК РФ в 45 составах преступлений такой вид наказаний, как обязательные работы, не предусмотрен, в то время как исправительные работы в санкциях данных статей имеются. Таким образом, если лицо, виновное в совершении этих преступлений, на момент вынесения приговора имело основное место работы, то ему не может быть назначено наказание в виде исправительных работ. Кроме того, в санкциях ряда статей УК предусмотрены такие виды наказаний, как ограничение свободы, арест либо только лишение свободы. В связи с тем, что ограничение свободы и арест в настоящее время не применяются, осужденному безальтернативно назначается лишение свободы. Отсутствие в санкциях указанных статей такого вида наказания, как обязательные работы, увеличивает вероятность применения к осужденным наказания в виде лишения свободы.
В Минюсте считают, что утверждение "Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества", принятие ряда законодательных поправок и успешное завершение эксперимента по введению электронных средств контроля над осужденными изменит эту ситуацию.
Сергей Перов, аналитик "Право.Ru"