1 февраля 2010 года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 306965-5 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". Прежде всего законопроект интересен тем, что определяет порядок работы новых судебных инстанций, которые должны вскоре появиться в России — апелляционных судов. Кроме того, документ призван совершенствовать производство в судах кассационной инстанции.
Полный текст законопроекта был опубликован на сайте Верховного суда РФ в конце ноября 2007 года.
Что именно предусматривается в законопроекте о поправках в ГПК
Учитывая изложенное в законопроекте, предлагается закрепить единый регламент проверочной деятельности судов второй инстанции путем:
- установки общих правил реализации права на апелляционное обжалование судебных решений, принятых как мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции по первой инстанции;
- создания апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции РФ всех уровней;
- установки порядка апелляционного производства в судах второй инстанции.
Как появилась идея создания апелляционных судов
Появление в судебной системе еще одной инстанции обязано бурной дискуссии, которая была развернута на страницах юридических изданий на протяжении последних десяти лет. Идея по созданию апелляционных судов конкурировала с идеей организации административных судов, которая заложена в ч.2 ст.118 Конституции РФ, где говорится, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Более того, в Госдуме уже давно рассматривается законопроект "О федеральных административных судах РФ" и Кодекс административного производства, который усиленно поддерживает омбудсмен РФ В.П. Лукин.
Апелляционная инстанция призвана решить три задачи. Рассмотрим каждую из них.
Возможность предоставить дополнительные доказательства по делу, которые не оставят без внимания
Первая задача заключается, с одной стороны, в расширении прав граждан и организаций, участвующих в деле, на обжалование судебных постановлений путем добавления апелляционной инстанции, с другой — предоставить всем равные шансы на предоставление дополнительных доказательств по правилам, действующим в первой инстанции. На сегодняшний день, как известно, в силу ч.2 ст.339 ГПК ссылка лица, подающего кассационную жалобу на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в том случае, если эти доказательства не возможно было представить в суд первой инстанции.Как отмечает судья КС РФ в отставке Тамара Морщакова, "создание апелляционной инстанции, безусловно, положительная мера, так как в ней будет обеспечиваться полное повторное рассмотрение дела вышестоящим судом, вместо имеющейся сейчас кассации, проверяющей реально только документы, подшитые в дело". В дополнение к этому, предполагается внести изменение в ст. 321 ГПК и увеличить время на подачу апелляции как в АПК до 30 дней (в настоящий момент — 10 дней).
Апелляционные инстанции не смогут направлять дело на новое рассмотрение
Вторая задача, которую можно охарактеризовать как внешнюю, призвана решить проблемы во взаимоотношениях между судами разных инстанций. Как отмечается в Проекте, основной новеллой пересмотра решений судов первой инстанции является недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На сегодняшний день неравенство судей одной юрисдикции выражается в том, что районные судьи выступают также в качестве "апелляторов" на решения и приговоры мировых судей, и во многих случаях, чтобы не брать на себя ответственность, отменяя решения суда первой инстанции, "спускают" дела на новое рассмотрение.
Предложенная новелла коррелирует с подготовкой проекта ФЗ об уравнении в статусе мировых и районных судей, который был заявлен на состоявшемся в Москве в начале декабря 2009 г. VII Всероссийском съезде судей. Согласно этому проекту ФЗ, мировые судьи будут наделяться полномочиями судьи без ограничения определенным сроком (сейчас этот срок 5 лет). Иначе говоря, по существу, говорится о реализации положения ч.1 ст.121 Конституции РФ о несменяемости. Кроме этого, данная новелла позволит сократить сроки рассмотрения дел, поскольку апелляционный суд, рассмотревший дело, не сможет вернуть его на новое рассмотрение и должен будет принять новое судебное постановление. Но на самом деле, неравенство между судьями одной юрисдикции останется неизменным.
Апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции и идентичны, и неидентичны таким же инстанциям в арбитражной системе
Третья задача состоит в гармонизации норм во внутреннем законодательстве: теперь суть апелляционной инстанции в ГПК будет идентична сути апелляционной инстанции в АПК. Однако именно в этом пункте кроется проблема, ибо институциональное реформирование судов общей юрисдикции будет осуществляться путем создания в рамках существующей системы судов апелляционных коллегий без образования судебных учреждений. Это в корне отличается от системы арбитражных судов, где в силу ст.258 АПК предусмотрены арбитражные суды апелляционной инстанции, образованные в соответствии с ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ".
Таким образом, получается, что образование апелляционных коллегий в ВС РФ и верховных судах субъектов РФ соединит в одном органе несколько видов судебных инстанций. По мнению многих юристов, в данном случае теряется смысл и назначение инстанционности, поскольку один и тот же суд не должен рассматривать дела по существу и осуществлять проверку судебных постановлений в предусмотренном законом порядке.Надзор будет осуществлять только Президиум ВС России, срок подачи жалобы сократится
Законопроектом предлагается ввести новый порядок проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу, — кассационный, основная цель которого заключается в проверке вступивших в законную силу судебных постановлений исключительно по вопросам права. Тогда как надзорное производство предлагается сохранить в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. Единственным органом, которому надлежит осуществлять пересмотр судебных решений в порядке надзора, будет Президиум ВС РФ, при этом срок подачи надзорной жалобы сокращается с 6 месяцев до 3 месяцев. Процесс постепенного сужения действия института надзора идет уже несколько лет и, по-видимому, со временем закончится его полным аннулированием.
Создавать федеральные окружные суды общей юрисдикции пока не предусматривается
Предложенный законопроект, принятый в первом чтении, по сути, вводит четырехзвенную систему, что отразится в поправках к ст. ст. 4 и ст. 36 ФКЗ "О судебной системе", однако предложения о создании межрегиональных (федеральных окружных судов), которые логически вытекают из факта введения нового звена, так и не нашли отражения в данном законопроекте. Поэтому, несмотря на то, что введение апелляционной инстанции станет позитивным фактором в развитии российского судоустройства, некоторые проблемы так и остались нерешенными.
Автор: Денис Примаков, исследователь Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт-Петербурге (http://www.enforce.spb.ru/)