Высший арбитражный суд скоро рассмотрит очень давнее дело крупных производителей алкоголя — российского "Союзплодоимпорта" и французской компании Сhampagne Louis Roederer. Начиная с 90-х годов, стороны спорят о том, могут ли "французы" продавать одно из самых дорогих шампанских под названием "CRYSTAL" в нашей стране. Ведь под похожим брендом KRISTAL "Союзплодоимпорт" выпускает водку.
Своим решением надзорная инстанция может поставить точку в давнем споре двух игроков рынка алкоголя. Однако, учитывая сложившуюся ситуацию, аналитики не торопятся прогнозировать, каким будет решение ВАС.
Если в охране товарного знака будет окончательно отказано, единственное, что останется "французам", договариваться с федеральным казенным предприятием "Союзплодоимпорт" и получать его согласие на предоставление охраны товарному знаку. "Закон такую возможность предусматривает", — комментирует партнер, советник, патентный поверенный РФ юридической фирмы "Городисский и Партнеры" Николай Богданов. Надзорная жалоба зарегистрирована под номером ВАС-9861/10.
Дело двух алкогольных гигантов действительно неоднозначное. "На мой взгляд, комбинированный знак компании Champagne Louis Roederer имеет очень мало общего со словесным товарным знаком KRISTAL ФКП „Союзплодоимпорт“ — говорит Н.Богданов. Такую же позицию занимает и сама французская компания, которая заявляла об этом неоднократно в судах.
Однако Роспатент не согласен с этим. Ведомство считает, что знаки сходны до степени смешения. Правда, следует заметить, что Роспатент менял свое мнение по этому вопросу, причем несколько раз. Суды же трех инстанций поддержали иностранцев, признав возражение Сhampagne Louis Roederer на решение Роспатента о непредоставлении охраны товарному знаку обоснованным.
Суды указали на то, что у „Союзплодоимпорта“, который оспаривал в Роспатенте охрану товарного знака CRYSTAL, полученную французской компанией в ведомстве в 2006 году, уже истек срок на обжалование решений федеральной службы. Почему?
Международная публикация сведений о регистрации территориального расширения охраны знака на Россию в Официальном Бюллетене Международного Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) состоялась в 1995 году. Исходя из этого, суды исчисляли 5-летний срок для оспаривания международного знака „Союзплодоимпортом“.
Однако Россия в лице Роспатента дала французам правовую охрану СRYSTAL только в 2006 году, а в 2008 году соответствующие сведения были внесены в Официальный Бюллетень Международного Бюро ВОИС.
По мнению коллегии судей ВАС, нижестоящие суды сделали неверный вывод об исчислении срока для оспаривания знака. Тем временем, сейчас вопрос в отношении международных товарных знаков никак не разрешен, все зависит от толкования норм законодательства, заметил в разговоре с корреспондентом „Право.Ru“ Николай Богданов из юридической фирмы „Городисский и Партнеры“.
Сhampagne Louis Roederer спустя 10 лет с подачи заявки смогла получить правовую охрану товарного знака в РФ
С чего же началась эта давняя история борьбы за свои названия двух крупнейших игроков?
В декабре 1994 года французская компания обратилась в Международное бюро интеллектуальной собственности с заявкой о предоставлении территориального расширения товарному знаку на территорию РФ. Об этом был уведомлен Роспатент, который через год предварительно отказал французской компании в правовой охране.
Роспатент отметил, что в 1973 году товарный знак KRISTAL был зарегистрирован за ФКП "Союзплодоимпорт", по тому же классу МКТУ "водка". Это решение в апреле 2002 года подтвердила экспертиза Федерального института промышленной собственности (ФИПС). В предоставлении охраны товарному знаку французской компании было отказано на основании п. 1 ст. 7 ФЗ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". ФИПС указал на сходные словесные элементы в товарных знаках.
Сhampagne Louis Roederer смогла оспорить это решение в Роспатенте, который в 2006 году предоставил правовую охрану товарному знаку на территории РФ. На основании уведомления Роспатента в феврале 2008 года эти сведения были опубликованы в Официальном Бюллетене Международного Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности "Les Marques Internationales". Дата публикации – 10 апреля 2008 года.
Тогда ФКП "Союзплодоимпорт" вновь обратилось в Роспатент с заявлением о признании недействительным этого решения. В 2009 году правовая охрана была отменена на основании того, что знаки сходны до степени смешения. Тогда Сhampagne Louis Roederer обратилась в АСГМ.
Николай Богданов из "Городисский и Партнеры" подробно прокомментировал решение судов и мнение коллегии судей ВАС
Вопрос о том, с какого момента должен отсчитываться установленный в Законе о товарных знаках и в ГК РФ 5-летний срок для оспаривания товарного знака, не имеет однозначного ответа, когда дело касается международных знаков.
В Законе о товарных знаках и в ГК РФ указанный срок отсчитывается с даты публикации сведений о регистрации в официальном бюллетене Роспатента. Однако международные знаки в России не регистрируются, и Роспатент не публикует сведений о международных регистрациях, так как это осуществляет Международное Бюро ВОИС.
После того, как международный знак зарегистрирован в международном реестре, у Роспатента есть право в течение 12 месяцев отказать в предоставлении правовой охраны международному знаку в России, а у владельца этого знака – право оспорить такой отказ в Роспатенте и в российском суде. Пока не прошли указанные 12 месяцев или пока не закончилось рассмотрение спора в Роспатенте и суде, Роспатент не примет к рассмотрению возражения против этого международного знака от третьих лиц. Поэтому у лица, которое хочет оспорить действие правовой охраны международного знака в России, постоянно возникает неразрешимый вопрос: уже/еще можно подавать возражение против международного знака или еще/уже нет.
Именно такая ситуация возникла с международным знаком компании Champagne Louis Roederer. Спор между компанией и Роспатентом по поводу предоставления охраны этому международному знаку начался в 1995 году, когда в международном реестре было зарегистрировано распространение действия охраны знака на территорию России, а закончился только в 2006 году. Ни закон, ни международный договор не дает однозначного ответа на вопрос: истек ли в таком случае установленный в российском законодательстве 5-летний срок для оспаривания этого международного знака заинтересованным лицом. Вот суд и пытается восполнить этот пробел.
Суды трех инстанций посчитали, что срок следует отсчитывать с даты международной публикации сведений о регистрации территориального расширения охраны знака на Россию, то есть с 1995 года, а значит 5-летний срок для оспаривания международного знака заинтересованными лицами истек в 2000 году.
На мой взгляд, более справедливым является подход к решению этого вопроса судей ВАС (они считают, что 5-летний срок нужно отсчитывать с 2008 года, — прим. ред.).
Использованное же судами толкование может приводить к ситуации, когда заинтересованные лица будут фактически лишены предоставленного им законом права оспорить правовую охрану международного знака, что, на мой взгляд, несправедливо и дает владельцам международных знаков необоснованные преимущества по сравнению с владельцами российских товарных знаков. Тем не менее, безусловно, законодателю необходимо восполнить существующий пробел в ГК РФ, дополнив кодекс положениями об особенностях применения положений в отношении международных знаков.
Каким же будет решение ВАС?
Аналитики говорят, что прогнозировать решение ВАС очень сложно. Однако некоторые эксперты полагают, что дело может быть направлено на новое рассмотрение. Французская компания обратилась в суд с требованием признать недействительным решение Роспатента об отказе в охране товарного знака в 2009 году, однако суды это требование не рассматривали. Конечно, это только предположение. Если же ВАС вынесет решение в пользу "Союзплодоимпорта", то охрана международного знака CRYSTAL в России будет прекращена.
Александр Муранов из коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и Партнеры" считает, что Роспатент своими решениями против французской компании делает "излишний крен в сторону национального производителя в условиях, когда ему подобная опека вряд ли нужна".
Действительно, стоимость бутылки белого CRYSTAL в рознице составляет около 20 тысяч рублей, розового — от 35 тысяч рублей. Такие цифры приводили аналитики рынка в СМИ. При этом квота для России до кризиса составляла всего 800 и 120 бутылок. Таким образом, российский потребитель вряд ли когда-нибудь спутает такое шампанское с дешевой водкой "Союзплодоимпорта".