ПРАВО.ru
Актуальные темы
24 ноября 2010, 2:00

Юрфирмы готовятся пустить к себе чужаков

Юрфирмы готовятся пустить к себе чужаков
Все изменилось в 2007 г, когда австралийская Slater&Gordon неожиданно разместила свои бумаги на местной бирже, став первой юридической компанией в истории, войти в капитал которой мог любой желающий

Компании, оказывающие юридические услуги, всегда исповедовали консервативный подход к ведению бизнеса. Когда, например, нужны были деньги для развития, юрфирмы обращались к внутренним ресурсам, то есть к средствам учредителей и партнеров, либо шли за кредитом в банк. О том, чтобы предложить себя широкому кругу инвесторов, увеличив таким образом капитал, никто и не помышлял. Отчасти это происходило из-за традиционной закрытости этого сектора экономики, а в некоторых странах проведению IPO напрямую препятствовал закон. Поэтому еще 10-20 лет назад выход юридической фирмы на рынок акций был не более вероятен, чем выход на биржу палатки с мороженным у метро.

Не нужно быть гигантом отрасли, чтобы войти в историю

Все изменилось в 2007 году, когда австралийская Slater & Gordon неожиданно разместила свои бумаги на местной бирже, став первой юридической компанией в истории, войти в капитал которой мог любой желающий.

Любопытно, что Slater & Gordon не входит в так называемую "большую шестерку" австралийского юридического бизнеса, и работает в области процессуального права. Крупнейшие дела, которые вела компания, были связаны с исками шахтеров, подорвавших здоровье на вредном производстве. Инвесторов могло насторожить и то, что для выхода на биржу фирме пришлось "пробить" для себя особый статус. Все акционерные общества обязаны ставить на первое место интересы владельцев ценных бумаг, однако в инвестиционном меморандуме у Slater & Gordon они лишь на третьем – после интересов клиентов и судов. Компания таким образом ликвидировала основу для возникновения потенциального конфликта интересов в том, к примеру случае, если бы ее крупным акционером стал конкурент ее клиентов.

Тем не менее, это IPO оказалось сверхуспешным: фирма заработала $35 млн, стоимость акций выросла с момента размещения в полтора раза, а годовой оборот увеличился за три года в 2,5 раза с 50 до 124 австралийских долларов.

В США без реформы законодательства юристам дорога на биржу заказана

Пример австралийцев всем понравился – позитивных комментариев со стороны представителей юридического сообщества было предостаточно. Однако последователей пока не появилось. Дело в том, что сотня крупнейших по размеру выручки юридических фирм мира более чем на 90% состоит из британских и американских компаний, а в этих странах лица, не являющиеся юристами, не имеют права владеть долей или участвовать в управлении юридическим бизнесом. Особенно непросто американцам: они бы и рады привлечь внешних инвесторов, но деятельность юридических компаний регулируется законами штатов, а рынки ценных бумаг – федеральным законодательством. Чтобы устранить противоречия, которые являются непреодолимым препятствием для биржевого листинга, нужна масштабная реформа. Однако ее осуществления, по мнению обозревателя The American Lawyer Эми Кольц, в ближайшем будущем не предвидится.

Британских юристов ждет дивный новый мир

А Великобритания пример своих коллег из доминиона приняла. Лоббисты от британского юридического бизнеса добились в этом году принятия нового Акта о Юридических Услугах (Legal Service Act), согласно которому, с октября 2011 года фирмы смогут привлекать инвесторов и управленцев, не обладающих статусом профессиональных юристов.

Долгое время юридическое сообщество страны скептически относилось к этим нововведениям, считая, что мало кого из участников рынка могут заинтересовать альтернативные способы фондирования бизнеса. Однако настроения меняются: бухгалтерская компания Smith & Williamson провела в мае этого года опрос, в котором приняла участие 121 юридическая контора из Великобритании, а его результаты оказались прямо противоположными считавшемуся общепризнанным мнению. 20% респондентов признались, что всерьез задумываются о возможности IPO, еще 43% собираются избрать схемы прямого частного инвестирования. Были и ответы о суммах, которые планируется привлечь: 38% фирм намереваются увеличить свой капитал за счет новых возможностей на сумму в пределах 20 млн фунтов (примерно $35 млн). Нужно заметить, что в опросе принимали участие достаточно крупные игроки рынка. Так, 49% респондентов имеют более 50 партнеров, а 21% — более ста.

Исследование Smith & Williamson позволило узнать и о том, зачем британским юрфирмам деньги. 51% контор собираются инвестировать в долгосрочное развитие, 38% нужны средства для увеличения команды и финансирования сделок слияния и поглощения, а 31% компаний желают освоить новые бизнес-секторы.

России иностранные новинки пока не интересны

Бум IPO, особенно "народных", в середине нулевых вывел Россию в число мировых лидеров по совокупному объему размещения акций. Однако юридические компании пока не спешат публично котироваться вместе со Сбербанком и "Роснефтью", несмотря на то, что в нашей стране закон не запрещает организовывать правовой бизнес в форме акционерного общества. О том, почему юркомании не рассматривают IPO всерьез, знает партнер "Пепеляев Групп" Владимир Соков: "Несмотря на то, что никаких ограничений для выхода юридических фирм на биржу нет, остается неясным, кто именно будет заинтересован в приобретении акций. Состав основных активов юридических фирм (сотрудники и клиентская база) может часто и серьезно изменяться, что лишает потенциального инвестора чувства стабильности. Если, допустим, пять ключевых партнеров покинут компанию, это на практике может серьезно отразиться на стоимости акций. Поэтому вложения в бизнес с сильной материальной базой, например, в компанию с производственными активами, выглядят, на первый взгляд, надежнее".

С Соковым согласна и Анна Овчарова, старший юрист Группы международных проектов юридической фирмы VEGAS LEX.. По ее словам, в текущих условиях вряд ли существуют предпосылки для выхода российских юридических фирм на фондовые площадки как в России, так и за рубежом. "Одной из основных предпосылок для выхода любой компании на публичное размещение является ее инвестиционная привлекательность для широкого круга участников торгов на каждой конкретной бирже, — говорит она. — Сложно себе представить, что юридический бизнес, как таковой, может быть привлекателен именно для широкого круга инвесторов. Более вероятным развитием событий для юрбизнеса будут являться частные размещения среди заранее известного небольшого круга инвесторов, привлечение заемных средств или слияния с другой более финансово устойчивой юридической компанией".

Возможно, в случае, если британские IPO в ближайшие году пройдут удачно, это станет хорошим стимулом и для российских компаний, которые пока высказывают скепсис в отношении этого инструмента увеличения капитала. Наши компании пока значительно уступают британским и американским по размеру, но объединение апробированных технологий развития бизнеса и амбиций может дать нужный синергетический эффект. По крайней мере, обсуждение таких перспектив уже начинается. На VI Ежегодной Межрегиональной конференции "Юридический бизнес — 2010" в начале декабря собираются обсудить тему публичности юркомпаний, без которой завоевать доверие инвесторов невозможно.