ПРАВО.ru
Актуальные темы
19 августа 2011, 17:57

"Будущее национального юридического бизнеса – за консолидацией"

"Будущее национального юридического бизнеса – за консолидацией"

Около месяца назад юридический рынок узнал об объединении двух крупных юркомпаний – "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" и Magisters. О том, как оно проходило и какие цели ставит перед собой новая структура, "Право.Ru" расспросило Дмитрия Афанасьева, председателя комитета партнеров "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", и Дмитрия Дякина, управляющего партнера московского офиса Magisters.

- Когда и как именно возникла идея объединения двух юрфирм? Чья она?

Афанасьев: Я  давно говорил, что консолидация национального юридического бизнеса неизбежна. В какой-то момент и для нашего бюро, и для Magisters стало очевидно, что дальнейший рост возможен только таким путем. Это взаимовыгодная инициатива, которая стала естественным этапом развития обеих фирм. Ведущие позиции наших компаний (в топ-100 лучших юридических фирм России в 2010 году "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" заняли 1-е место, а Magisters – 6-е – Примечание Право.Ru), приверженность международным стандартам, понимание внутренней специфики национальных рынков – все это способствовало принятию решения об объединении.

Дякин: Работая на одном рынке и имея множество точек соприкосновения, мы в какой-то момент поняли, что имеем схожие представления о дальнейшем развитии наших фирм. Постепенно мы подошли к этапу переговоров и пришли к решению о слиянии. Непосредственно переговоры шли несколько месяцев, но это нормально, ведь нам предстояло решить огромное количество достаточно существенных моментов. Совместить столь масштабные бизнесы, да еще сразу в нескольких юрисдикциях – задача не из простых.

- Каков был первоначальный план объединения? Все ли проходило в соответствии с ним, или что-то менялось по ходу? 

Афанасьев: Мы изначально двигались в направлении глобального объединения. Конечно, по ходу переговоров уточнялись какие-то детали: например, в связи с тем, что Magisters представлены сразу в ряде стран СНГ, какое-то время ушло на изучение способов юридического оформления слияния во всех юрисдикциях. Но стратегическое направление оставалось неизменным.

- Как структурно было организовано объединение?

Дякин: В переговорах об объединении принимали участие партнеры обеих фирм. Когда принципиальное соглашение было достигнуто, мы начали обсуждать более конкретные вопросы и создали интеграционный комитет, в который вошли руководители ключевых подразделений обеих фирм. В данный момент над интеграцией работает объединенный комитет, в который входят руководители всех подразделений всех наших офисов. Каждый департамент — HR, развитие бизнеса и маркетинг, финансы, IT — имеет разветвленный план по своему направлению, охватывающий все юрисдикции, в которых мы представлены.

- Почему ЕПАМ решил поглотить Magisters а не просто, например, переманить интересующие практики?

Дякин: Сила этого объединения в его трансграничном характере и в объединении двух целостных коллективов. Уникальность Magisters – в серьезном присутствии в СНГ. В нашем случае, наверное, было всего два возможных сценария: либо дальнейшее самостоятельное развитие обеих фирм, когда каждый мог бы пойти своим путем, либо объединение команд в полном составе для совместной работы. Мы выбрали второй вариант.

Афанасьев: Наш интерес в слиянии состоял, во-первых, в объединении с единомышленниками и в диверсификации практик по специализациям, во-вторых, в расширении географии нашего присутствия в СНГ, и, в-третьих, в дальнейшей институциализации фирмы путем ее укрупнения.

- Как юридически оформлено объединение?

Афанасьев: Российские юристы Magisters присоединятся к нашему бюро. В Украине мы учреждаем новое юридическое лицо на паях с киевскими партнерами Magisters, а в Минске покупаем действующее юридическое лицо на паях с белорусскими партнерами офиса.

- Были ли проведены консультации с важнейшими клиентами ЕПАМ и Magisters на предмет того, как объединение отразится на их обслуживании?

Афанасьев: Объединение – в том числе ответ на ожидания клиентов, на их потребности. Мы получаем хорошие отклики российских и западных клиентов, узнающих о слиянии. Все понимают, что в его результате в распоряжении клиентов оказывается еще больший ресурс, увеличивается спектр предоставляемых услуг и глубина экспертизы.

- Как была достигнута договоренность о том, что создающаяся компания будет работать под брендом "ЕПАМ"? Почему Magisters отказался от своего бренда?

Дякин: Мы ставим прагматические бизнес-интересы выше каких-либо других. Решение сохранить за объединенной фирмой бренд "ЕПАМ" с точки зрения дальнейшего развития бизнеса выглядит, на мой взгляд, взвешенным и разумным. ЕПАМ – сильнейший бренд на российском рынке, где базируется головной офис фирмы. Поэтому мы посчитали, что правильнее будет оставить и продолжить развивать именно его.

Не буду отрицать, что психологически отказаться от бренда Magisters было непросто. Почти за 15 лет существования он занял достойное место и на сегодняшний день имеет серьезный вес в СНГ. Но я абсолютно уверен, что к моменту завершения слияния бренд "ЕПАМ" займет серьезные позиции на тех рынках СНГ, где лидирующие позиции до слияния принадлежали Magisters: в Украине, Беларуси и Казахстане.

- Какова административная база объединения: какой будет использоваться софт, какие программы отчетности и мотивации планируются к внедрению?

Афанасьев: Сейчас мы проводим комплексный аудит используемых обеими фирмами программ, выбираем наиболее передовые и принимаем их на вооружение в объединенной фирме. Где-то мы сохраняем принятые в ЕПАМ программы, где-то привносим наработки Magisters (например, в части оценки рентабельности практик), а где-то будем создавать новые ресурсы с учетом интересов новой структуры.

- Как объединение скажется на административном персонале новой компании: планируется ли оптимизация его численности?

Афанасьев: Для нас важно сохранить команды в полном составе. Сейчас у нас появилось много дополнительной работы, поэтому в случае пересечения отдельных функций в объединенной структуре люди будут перераспределяться на решение новых задач.

- Прибегали ли вы к помощи внешних консультантов при подготовке слияния?

Афанасьев: Нет.

- Как объединение фирм отразится на почасовых ставках?

Афанасьев: Сетка почасовых ставок у нас схожая. Так что кардинально здесь пересматривать ничего не пришлось.

- Каковы ваши прогнозы по будущей выручке и по доле в ней каждой из практик фирмы?

Афанасьев: Мы ожидаем синергетического эффекта от слияния за счет расширения числа и повышения качества практик. Увеличение количества опытных партнеров позволит, наконец, развить специализированные практики по направлениям. Это поможет диверсифицировать привод клиентов и улучшить обслуживание существующих путем повышения профессионализма на уровне первичного звена — рабочих групп.

Дякин: В Magisters основной доход – около 65% – приносила судебная практика. Дальше следовала корпоративная практика – около 25% выручки, остаток приходился на другие практики. В ЕПАМ примерно одинаковый удельный вес имеют судебный, корпоративный и регулятивный департаменты. Взаимная польза от объединения есть на всех трех участках.

- Как объединение отразиться на заработках партнеров, ведь в ЕПАМ они зарабатывали больше, чем в Magisters? Разница будет нивелирована?

Афанасьев: Начиная с момента объединения мы работаем как одна фирма. У ЕПАМ самый высокий валовой доход и самый высокий показатель дохода на партнера среди конкурентов. Наша задача – этот показатель сохранить и приумножить.

- Планируются ли дальнейшие объединения с другими фирмами из СНГ или России?

Афанасьев: Будущее национального юридического бизнеса – за консолидацией. Мы уже сделали серьезный шаг в этом направлении, и, думаю, продолжим процесс консолидации на российском рынке, предлагая сильным игрокам присоединяться к нашей простой, правильной и понятой программе. Что касается СНГ, то мы планируем опираться на созданную с нашим участием CIS Leading Counsel Network (Подробно об этом объединении Афанасьев рассказывал "Право.Ru" в своем недавнем интервью – примечание "Право.Ru"), в которую входят ведущие национальные юридические фирмы СНГ.