Сегодня председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин выступил на Международном политическом форуме в Ярославле, где завтра ожидается доклад президента Дмитрия Медведева. Свою речь глава КС посвятил проблеме взаимоотношения разных наций в государстве. Он выступил с докладом “Современное государство в эпоху этносоциального многообразия”, в котором поделился своей тревогой в отношении появления отдельных религиозных и национальных общностей в России и призвал к поиску неконфликтного способа интеграции, в котором должны сойтись имперская традиция и современная российская Конституция.
Одной из причин национальных конфликтов Зорькин назвал глобализацию. "Какие бы новые соблазнительные возможности не предоставляла глобализация человечеству, она одновременно является для него одним из наисерьезнейших вызовов", — сказано в его докладе. Глава КС поясняет свою мысль: "Стремительная модернизация стран Юго-Восточной Азии, Китая, Индии выводит эти страны в разряд мировых лидеров промышленного производства. Развитые страны Запада, чтобы не проиграть в мировой конкуренции, также вынуждены привлекать на свою территорию дополнительную и максимально дешевую рабочую силу из развивающихся стран". В результате в развитые страны идет нарастающий поток трудовых мигрантов и просто беженцев.
"Но мигранты, — продолжает Зорькин, — прибывая в страны, где они намерены обосноваться и которые оказались готовы их принять, приносят с собой не только свои рабочие руки, но и свои – нередко очень своеобразные или даже контрастные – культурные и религиозные нормы, обычаи, привычки, образ жизни, этические и правовые представления". Он обращает внимание на проблеме интеграции мигрантов в "коренную социальную общность государства и самой главной в этой связи задаче – не допустить „войны цивилизаций“. Эти слова главы КС вполне актуально звучат в контексте столкновений на межэтнической почве в России, где как раз сегодня начался процесс над участниками беспорядков на Манежной площади, и в Европе.
Глава Конституционного Суда в своем докладе пытается анализируровать исторический процесс и этапы развития такого явления как национальное государство, а также обращается к существующим концепциям национально-государственной интеграции. Он анализирует две из них: национального государства и мультикультаризма, а также обращается к третьей – российской.
По мнению Зорькина, идея национального государства, рожденная в эпоху Великой Французской революции и наиболее активно реализованная в США, оказалась непригодна для растущих миграционных потоков. Причин этому несколько. Во-первых, ни в одном государстве формальное равенство всех граждан так и не перешло в их реальное. А во-вторых, все больше становится мигрантов, которые просто не желают интегрироваться в общность государства, не хотят ассимилироваться и не намерены проходить „плавильный котел“ для создания единой нации.
"Так, в США афроамериканцы не собираются забывать эпоху рабства и столетие расовой сегрегации. Страна Басков в Испании и франкофонный Квебек в Канаде с упорством раз за разом ставят вопрос о государственной независимости. А во Франции, когда-то первой начавшей процесс создания современного национального государства, на исторических святынях южных провинций регулярно обновляются огромные сепаратистские надписи типа "Окситания – не Франция"", — отмечает Зорькин.
Как полагает глава КС, альтернативная идея мультикультурализма также не смогла стать лекарством от межнациональных конфликтов. "Мультикультурализм не только делает личность заложником его идентификационной (чаще всего этноконфессиональной) группы, но и фактически ставит меньшинства – в силу приобретаемых ими особых прав – над большинством", — объясняет Зорькин и добавляет, что сейчас в мире "растут замыкающиеся в себе, в том числе в территориальных анклавах и фактических гетто, иммигрантские общины, отчетливо противопоставляющие свои ценности ценностям общенациональным". По его мнению, растут и этноцентризм, ксенофобия, конфликтность. У стран Запада, приходит к выводу Зорькин, нет сколько-нибудь проработанных перспективных проектных альтернатив не сработавшим концепциям.
Председатель Конституционного Суда видит способ решения этой проблемы только в обращении к российскому историческому опыту. Он обращает внимание, что "российский опыт построения такого государства оказался менее жестоким и кровавым, чем аналогичный опыт построения подобных государств в других частях мира". "За столетия государственного строительства русские не только научились взаимодействовать с представителями других этносов и конфессий, но и сумели сохранить большинство этих этносов, и в том числе обеспечить им широкие возможности сохранения и развития их языкового, культурного, религиозного своеобразия", — подчеркивает Зорькин. В качестве примера он приводит не только межэтнический мир в Российской империи, но о достижениях советской системы, которая "сделала очень много для того, чтобы люди различной этнической и конфессиональной принадлежности, не отказываясь от своей идентичности, чувствовали свою принадлежность к единой стране и единой надэтнической культуре и традиции".
Распад советской системы, по мнению Зорькина, привел к тому, что все, ранее ею сдерживаемые межэтнические противоречия вышли на поверхность. Появились враждебные этнические и религиозные группы, и некоторые религиозные лидеры стали пытаться создавать свои анклавы в Москве и других крупных городах России. Последнее явление вызывает наибольшую тревогу главы КС, поскольку "появление такого типа анклавов не просто поставит вопрос о соотношениях исламских анклавных правовых норм с нормами общероссийскими, но повлечет за собой, по мере „анклавного распада“ единого юридического поля страны, и тенденции политического, экономического и далее государственного распада".
В качестве решения проблемы Зорькин предлагает разрабатывать новые работающие концепции неконфликтной интеграции национальных сообществ, изучая и обращаясь к опыту Российской империи, где было в свое время создано единое правовое пространство, "которое бережно инкорпорировало в себя правовые традиции российских окраин".
В заключение он подчеркивает, что "мы, как наследники Российской империи и СССР, обладаем самым близким, глубоким и обстоятельным пластом необходимого исторического опыта – и, следовательно, наилучшими возможностями для его переосмысления". Необходимой правовой базой для этого Зорькин, как и следовало ожидать, называет российскую Конституцию.