ПРАВО.ru
Актуальные темы
27 января 2012, 21:31

Проблемы есть с 20% судей, но это не значит, что они – пропащие люди

Проблемы есть с 20% судей, но это не значит, что они – пропащие люди
Фото Право.Ru

Председатель Арбитражного суда города Москвы Сергей Чуча дал интервью "Право.Ru". Он рассказал о том, как борется с задержками процессов, какие меры принимаются для того, чтобы в перегруженный столичный арбитражный суд сторонам было легче подать заявление, о кадровой политике, митинговой активности в Москве, своем идеале "радужного" правосудия и о том, чем для него стал Skype.

– Сергей Юрьевич, что удалось сделать в 2011 году, каких целей достичь, а что, напротив, не получилось? И почему?

– Прежде всего хотел бы поздравить всех нас с 20-летием судебной арбитражной системы России, за столь короткий срок ставшей одной из самых эффективно действующих государственных структур в нашей стране и в ряду органов хозяйственного правосудия зарубежных стран. Нам есть чем гордиться, есть над чем работать.

Когда я приступал к работе в Арбитражном суде Москвы, я хотел сделать суд более доступным для людей. В какой-то степени это удалось. С внедрением системы электронного правосудия стало проще подавать и получать документы, исполнительные листы. И мы продолжаем популяризацию электронных сервисов, прежде всего системы "Мой арбитр". В АСГМ действует бесплатный Wi-Fi, так что участники процессов в перерывах между заседаниями могут поработать, а иногда и просто расслабиться – посидеть в социальных сетях.

Если говорить о работе судей, то надо сказать, что в целом судьи АСГМ выдержали и высокую нагрузку, которая легла на их плечи в прошлом году, и возросшую сложность дел. Требовать от коллектива чего-то запредельного в сложившейся ситуации невозможно. По-моему, сработали хорошо. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за это весь коллектив АСГМ – и судей, и работников аппарата. У нас, в системе арбитражных судов, действует такое правило: все успехи – заслуга коллектива, все недостатки – "заслуга" председателя суда. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Антон Александрович Иванов этим же правилом руководствуется и меня за работу в прошедшем году критиковал весьма умеренно. А вот коллектив суда на совместном отчетном собрании судов Московского округа, прошедшем 20 января в АСГМ, он поблагодарил за работу.

– Что касается доступности правосудия… Ежедневно приходится наблюдать огромные очереди в суд.

– А мне кажется, что очереди стали меньше. Вернее, эти огромные очереди мы научились быстрее обслуживать. На прием при большом наплыве посетителей работают как правило все окна. Сейчас ожидание в очереди по нескольку часов – редкость. Конечно, бывают такие ситуации, но несколько раз в год. Это связано зачастую с тем, что один курьер от крупной организации доставляет десятки исков. Обещаю подумать над тем, как сделать так, чтобы большинство посетителей не страдало от действий крупных корпораций – может быть ограничу число одновременно подаваемых исков тремя-пятью, а потом – добро пожаловать в конец очереди.

– Что планируте сделать  в суде в 2012 году?

– Мы внедряем альтернативные способы подачи исковых заявлений. К примеру, уже сейчас действует специальное окно, в котором принимают исковые заявления без проверки приложений. Это опция для тех, у кого есть всего 15-20 минут на подачу иска. Но если и этого времени нет, можно воспользоваться специальным стеклянным ящиком, который располагается там же, где и окна по приему исков. Чтобы подать заявление, достаточно просто опустить документы в этот ящик. В этот же день их вынут наши работники, не позднее следующего зарегистрируют. Внедрение подобных сервисов помогает уменьшить очереди.

Плюс мы пытаемся перевести различные непроцессуальные вопросы на обслуживающие организации. Сидеть и консультировать участников споров по каким-то незначительным вопросам, или, скажем, давать справки о режиме работы суда – не задача юриста. Телефонные звонки, на мой взгляд, также нужно отдать на аутсорсинг. Тем более что к государственным деньгам мы относимся очень экономно — проведенные конкурсы позволили на треть сократить в этом году расходы по содержанию здания.

Сейчас в суде вводится и система автоответчиков по отделениям. Ее цель – предоставление информации без участия человека. В настоящее время автоответчик уже может сообщить о том, как знакомиться с материалами дела, как получить копию заявления. В дальнейшем будет создана некая программа, в которой на вопросы участников разбирательств будет отвечать робот — когда будет рассматриваться дело и т.п. В случае если его знаний окажется недостаточно, звонок будет переводиться на оператора.

Кроме того, можно оставить текстовое сообщение на автоответчике, обозначив свою проблему, и получить впоследствии ответ – вам перезвонят работники отделения, когда выйдут из судебного заседания. Пока этот сервис работает в режиме тестирования.

Меняется и порядок ознакомления с материалами дела. Достаточно подать ходатайство и прийти на четвертый день после поступления ходатайства в суд — начать работу с документами. Предварительно созваниваться с судебным отделением не требуется. Мы в скором времени запустим этот сервис онлайн.

Причина большинства бед – человеческий фактор. Где есть человек, возможны ошибки, причем часто довольно серьезные. Нужно постепенно убирать человеческие руки из решения большинства технических вопросов. Возьмем, к примеру, получение решений. Зачем нужна бумажная версия судебного акта, если решение есть в сети? Можно же увидеть его на сайте, ведь все судебные акты публикуются в интернете. Бумага – это каменный век. Нужно переходить к тому, чтобы решения первых инстанций при передаче дела в апелляцию и кассацию прикладывались в электронном виде, электронный исполнительный лист направлялся судебному приставу. Если участнику процесса так хочется получить бумажную версию судебного акта, пусть распечатает его с сайта. А специалистов суда необходимо использовать в гораздо более серьезных делах, нежели распечатывание решения или исполнительных листов на 5 листах, проставление на нем печатей, сбор подписей и прошивку акта для дальнейшей передачи его участнику процесса.

 – Не радует ситуация, которая складывается с задержками процессов. В среднем, по личным наблюдениям, она составляет около 2 часов. А иногда в 17:00 рассматривается дело, назначенное к слушаниям в 13:00. Как вы можете это прокомментировать?

– Я много лет работал судьей. В чем одна из прелестей профессии? Ты сам планируешь график, исходя из нагрузки в 100 дел в месяц. Поэтому первое заседание ты можешь начать и в 9 утра, и в одиннадцать – как решишь сам. Никто не будет придираться, если ты позже начинаешь свой рабочий день. Но ты должен успевать! Первый процесс вообще грех пропускать. И, ясное дело, если поставить дела к рассмотрению через каждые десять минут, успеть невозможно. Но если назначать их через полчаса – ты никогда не рассмотришь все поступившие дела. Но ты как профессионал должен уметь найти золотую середину, исходя из материалов дела предположить, сколько времени понадобится на его рассмотрение – 10 минут или час. Я никогда не опаздывал, работая в Омске. Конечно, там не было московских проблем с пробками. Но и сейчас пунктуальность стоит для меня на первом месте.

80% судей столичного арбитража все делают вовремя. Это касается как времени начала процесса, так и последующей публикации судебного акта. Проблема — с оставшимися 20%. Но это опять же не значит, что они – пропащие люди. И все же некоторые судьи АСГМ в истекшем году понесли дисциплинарную ответственность за нарушения, в том числе и лишились полномочий за затягивание процессов по времени и фальсификацию судебных актов — когда текст решения публикуется задним числом, позже установленного законом срока – не в январе, скажем, а в марте, а дата в решении выставляется январская. Часть судей, кстати, ушли сами, не дожидаясь этих мер.

Мы стараемся мониторить ситуацию. Если на одного судью поступает большое количество жалоб из-за задержек заседаний, это становится поводом для обсуждения проблем на президиуме суда, в коллегиях, для обращения в квалификационную коллегию судей. Ситуация сейчас стала гораздо лучше, чем летом.

– Кассация стала направлять на пересмотр больше дел. С чем это, по вашему мнению, связано? И что делать?

Арбитражные суды разных инстанций объединены в систему, где каждая инстанция играет свою основную роль.Так роль суда первой инстанции – разрешать споры. Основная задача последующих инстанций, на мой взгляд, уже не разрешение споров, а устранение ошибок суда первой инстанции, выработка единой судебной практики.

Отмен судебных актов не избежать. Мы допускаем ошибки, но в разумных количествах. Без этих ошибок пропала бы необходимость в вышестоящих инстанциях. Плохо, когда ошибки допускают апелляция и кассация, ведь именно они должны устранять недостатки решений, вынесенных АСГМ. Плохо, когда наше решение отменяет апелляция, а кассация в то же время оставляет в силе решение первой инстанции. Или когда кассация оставляет в силе отмененный апелляцией судебный акт первой инстанции, а ВАС, напротив, поддерживает его или направляет дело на новое рассмотрение. Это значит, что система в данном случае не сработала, какие-то звенья цепи не выполнили свои задачи – начали разрешать на свой лад уже разрешенный в первой инстанции спор.

Вопросы, касающиеся единообразия судебной практики по делам, регулярно ставятся на встречах с руководством и судьями 9-го ААС, ФАС МО и ВАС РФ. Для решения этой проблемы мы и встречаемся, а вовсе не для того, чтобы критиковать каких-то конкретных судей.

Конечно, хочется, чтобы пересмотров и отмен было меньше. Но ситуация, повторюсь, нормальная, наша система работает четко, без сбоев.

Отмечу еще один аспект. Отправляя дело на пересмотр, часто пытаются обойти норму закона о недопустимости принятия доказательств, которые не предоставлялись в первую и вторую инстанции. Надо от этого избавляться, поскольку такая практика поддерживает недобросовестного участника процесса.

Конечно, у любого судьи есть желание найти абсолютную истину, и отмены также могут быть связаны со стремлением расставить в споре все точки над i. Но делать все это нужно не в ущерб добросовестному субъекту спора.

– Время от времени начинаются разговоры, что надо поощрять медиацию. В АСГМ складывается подобная практика?

– Медиативных соглашений в АСГМ не было, и широкого их распространения не ожидается. Причина в том, что предложение медиативных услуг небольшое. А медиаторы ведь разные должны быть – как дорогие, так и более доступные. Да и потом, нельзя сбрасывать со счетов финансовый вопрос. У нас и юристам-то не очень хотят платить, а медиаторам тем более не готовы. Арбитражный процесс у нас не дорогой и быстрый, достаточно стимулов договариваться законодателем пока не создано. Надеюсь на скорейшее принятие изменений по этому вопросу, инициированных Высшим Арбитражным Судом, с их принятием ситуация все же должна измениться.

– Насколько сейчас привлекательна профессия судьи, много ли молодых специалистов приходит в арбитраж?

– АСГМ наполовину состоит из судей, которые проработали в арбитражах менее 5 лет. Из них половина работает около 3 лет, 20 человек находятся в процессе назначения. Оставшаяся часть – очень опытные люди, но не преклонного возраста. В целом получается, что коллектив суда молодой, и у него, я уверен, все лучшее, главные достижения еще впереди.

Но мы сейчас занимаемся выращиванием кадров для столичного арбитража. У АСГМ есть договоры практически со всеми юридическими вузами. На практику к нам приходят студенты из МГУ, МГЮА, Российской академии правосудия. С сентября 2011-го мы проводим экскурсии для студентов, учащихся колледжей и школьников. Это такие профориентационные мероприятия, с расчетом и на отдаленное будущее касательно школьников. Приходят многие, но задерживаются не все. Из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки.

Скоро у нас в суде будет базироваться Кафедра трудового и корпоративного права Российского государственного социального университета. Первоначально ее основной задачей будет проведение профориентационных мероприятий, сопровождение практики студентов. Она нацелена на внедрение студентов в арбитражный процесс, то есть подготовку кадров для суда. Со временем кафедра станет и научно-методическим центром по изучению корпоративных споров. Ведь лучших научных руководителей по корпоративным спорам, чем в АСГМ, не найти. И мне важно закрепить людей.

Пока же, учитывая, что у РГСУ есть еще и колледж, можно наладить систему непрерывного обучения, совмещенного с практикой: человек поступает в колледж и на работу специалистом в суд, далее продолжает обучение в вузе и дорастает до помощника судьи. Ведь помимо финансового аспекта, о котором я сказал, есть же и другой: бесценная возможность узнать, как налажено производство в современном суде, как разрешаются споры, изготавливаются судебные акты, реализуется электронное правосудие. Отработав 2-3 года, можно стать помощником судьи, а далее возникают перспективы стать судьей. И зарплату повысят, и перспективы карьерного роста будут. У нас, кстати, есть судьи с дипломом РГСУ, их человек десять, хорошо работают.

– У вас много научных работ. Сейчас что-нибудь успеваете делать?

– Научной деятельностью в полную силу сейчас не занимаюсь. Времени нет. Это делают мои аспиранты, в том числе в Омске.

– Они приедут сюда потом?

– Нет, здесь же не намазано медом. Тяжело здесь. Переезд – это всегда стресс. И много работы. Если приедут – то только на защиту в диссовет МГЮА. Пройти предзащиту на лучшей кафедре трудового права – это воспоминания на всю жизнь.

– Вы как-то показывали календарик с рисунком 8-летней Алисы под названием "Радужное правосудие". И сказали, что оно должно быть именно таким – "радужным". Что вы имели в виду?

– Календари появились в результате конкурса рисунка "Хозяйственное правосудие 21 века глазами детей", проведенного Омским региональным отделением Ассоциации юристов России и Арбитражным судом Омской области в 2010 году. Они воспроизводят рисунки детей по этой теме. 

Правосудие должно быть позитивным и вызывать положительные эмоции. Главная его задача – разрешение конфликтов, урегулирование споров в обществе, нахождение компромиссов. Мой идеал радужного правосудия – это большое светлое здание суда, где с тобой все доброжелательно общаются, судейский аппарат не перегружен, когда есть время не только вынести справедливое решение, но и объяснить проигравшей стороне аргументацию такого вердикта.

– Как оцениваете политическую ситуацию в стране? Как отреагировали на массовый митинги протеста?

– В 1987 году я ушел в армию, а вернулся я совсем в другую страну. В 1989 году было много митингов, но уже не было самых элементарных товаров, порядка, да и промышленность разваливалась. Поэтому к митингам у меня настороженное отношение. На мой взгляд, нельзя митингами превратить страну в государство с рыночной экономикой, где все будут жить долго и счастливо. Но люди выходят на митинги – это их право. Значит есть потребность, значит не работают механизмы разрешения и предотвращения конфликтов, социальные институты, выполняющие роль своеобразных громоотводов. Словом, есть над чем работать.

– Как проводите свободное время? Есть ли хобби, увлечения?

– Хобби, увлечений нет. Работа занимает все время. А что мне еще делать остается?!!

– Как провели новогодние праздники?

– Был дома с семьей. И много общался с родственниками из разных регионов России. По скайпу.

СЕРГЕЙ ЧУЧА: ФАКТЫ

Сергей Чуча родился в Омске 25 января 1969 года. После окончания средней школы №38 устроился на завод имени Баранова, работал слесарем механосборочных работ, был призван в армию. Службу проходил в военно-строительных частях в Подмосковье. Демобилизовавшись старшим сержантом, поступил на юридический факультет ОмГУ. После четвертого курса в 1993 году пошел работать помощником председателя Октябрьского районного суда. Получив высшее образование, параллельно с работой в суде поступил в аспирантуру. Окончив ее, стал по совместительству работать ассистентом на кафедре трудового права, впоследствии занимал должности старшего преподавателя, доцента, профессора и заведующего этой кафедрой. В 1998 году в Уральской государственной юридической академии защитил кандидатскую диссертацию и перешел в Арбитражный суд Омской области на должность главного специалиста. В мае 1999 года был утвержден арбитражным судьей. В 2005 году в Московской государственной юридической академии защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам социального партнерства в сфере труда. 25 июля 2007 года указом Президента РФ назначен председателем Арбитражного суда Омской области, а в мае 2011-го он возглавил Арбитражный суд города Москвы. Профессор, судья первого квалификационного класса, имеет более 100 научных публикаций. Женат, воспитывает девятилетнего сына и дочь 2,5 лет.

С правилами жизни Сергея Чучи можно ознакомиться на "Право.Ru", здесь.