ПРАВО.ru
Актуальные темы
12 апреля 2013, 23:00

Прокуратура написала свою главу учебника о спасении России от краха

Прокуратура написала свою главу учебника о спасении России от краха
Фото Право.Ru

После призыва президента Бориса Ельцина к регионам взять столько суверенитета, сколько требуется, прокуратура принялась за дело и навела в стране порядок. Но в других сферах его по-прежнему нет. Виноваты законодатели, потрафившие Следственному комитету, и Высший арбитражный суд, считает прокуратура, которую среди прочего, очень гнетет необходимость извиняться перед гражданами за незаконное уголовное преследование.

Пока очередь не дошла до Генпрокуратуры, лекции к 20-летию российской Конституции читали первые лица судов, федеральных министерств, Госдумы и ее главного "правового" комитета. Но у Юрия Чайки, видимо, были более важные дела, и он прислал вместо себя своего заместителя Сабира Кехлерова.

"Прокуратура практически стала правозащитным органом", — предварил его выступление глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин. Но и напомнил о том, что у Кехлерова есть веские основания заменить шефа: именно появившийся сегодня на трибуне в Госдуме замгенпрокурора был автором 129-й статьи Конституции, где речь идет о прокуратуре.

"Ни одной другой статье столько внимания не уделялось, как статьям, посвященным месту и роли прокуратуры, — вспоминал Кехлеров 1993 год. — Это сейчас все успокоилось, все понимают, что прокуратура занимает свою нишу. А тогда шла настоящая борьба – быть прокуратуре и какой быть, нужно упоминать в Конституции или можно обойтись". Жертвой пал генпрокурор Валентин Степанков: президент Борис Ельцин отстранил его от должности 5 октября 1993 года в процессе работы комиссии по выработке Конституции.

Сговаривались Плигин с Кехлеровым по поводу ключевых тезисов лекции или нет, но замгенпрокурора продолжил мысль главы думского комитета — много говорил о защите прав граждан. По словам заместителя Чайки, за прошлый год надзорное ведомство выявило более 5 млн нарушений закона, три миллиона из которых касались нарушений прав граждан. В суд ушло более 750 000 исков в защиту их прав на общую сумму 12 млрд руб.

"Даже в советский период органы прокуратуры осуществляли защиту прав и свобод граждан", — уверен Кехлеров. Иногда эта защита принимала специфические, не свойственные природе органов прокуратуры формы. "Надзирали за всем и вся. Ходили на станции и следили, вагоны вовремя разгружаются или не вовремя, — поделился воспоминаниями лектор. – Но в начале 1990-х функции прокуратуры были сведены к минимуму – надзор и поддержка обвинения в суде". Однако и с усеченными полномочиями прокуратура, по его мнению, стояла на страже интересов государства и общества.

Тогда ведомство, судя по выступлению Кехлерова, спасло Россию. "Берите суверенитета сколько сможете", — процитировал он Ельцина и напомнил, что регионы активно начали принимать свои конституции, а "страна [оказалась] перед фактом развала". "Тогда прокуратура взялась за то, чтобы навести в стране порядок, — так выглядела бы фраза в учебнике истории, если бы его писал Кехлеров. — По требованию прокуроров 60 конституций и уставов субъектов были приведены в полное соответствие с Конституцией РФ".

Так называемому простому гражданину, который иногда сатанел от задержек зарплаты, тоже есть, что вспомнить. "[Когда по стране прокатилась волна массовых забастовок, люди перекрывали федеральные трассы и отказывались выходить на работу], прокуроры направили тысячи исков в пользу граждан, которые зарабатывают своим трудом, но зарплату не получают. Только вмешательство органов прокуратуры обеспечило по существу стабилизацию обстановки", — уверен Кехлеров. Впрочем, проблема окончательно так и не решена. "Сейчас задолженность по зарплате составляет 1 млрд руб. Это никуда не годится, мы продолжим заниматься этим вопросом", — пообещал замгенпрокурора.

А затем перешел к существующим ныне проблемам. "Законодатель создал новый источник нарушения прав граждан, — здесь Кехлеров счел нужным процитировать сенатора Анатолия Лыскова. — По существу, он передал все надзорные функции СК. Обеспечить полноту соблюдения прав человека при такой ситуации органы прокуратуры не в состоянии". Еще один враг — это Высший арбитражный суд, который выступает против участия прокуроров в арбитражных делах. "[ВАС говорит], что если на одной из сторон будет прокурор, то другая сторона проиграет, но [это не так], окончательное решение остается за судом", — уверен Кехлеров.

Его также беспокоит вынужденное бездействие надзорного ведомства из-за отсутствия у генпрокурора права законодательной инициативы — в отличие от региональных прокуратур, которые за прошлый год внесли более 350 законопроектов в местные законодательные органы (254 из них уже приняты). А еще — извинения за неправомерное преследование граждан со стороны государства. "Прокурор не может возбудить уголовное дело, не может его закрыть, а реабилитированным от имени государства извинения приносит прокурор. Почему прокурор?" — с обидой в голосе вопросил Кехлеров.