Нотариусы сопротивляются попыткам ФАС скорректировать полусекретную версию законопроекта о нотариате. "Синдром Садового кольца, правовая логика отсутствует, желание понравиться толпе, беззаветная любовь к заблуждениям", — так ФНП критикует предложения антимонопольного ведомства, которое хочет лишить нотариусов права участвовать в рекрутировании новых членов корпорации, ввести для них новые санкции и заставить отчитываться о доходах.
Дискуссия по поводу нового закона о нотариате, который разрабатывается уже три года и, по словам министра юстиции Александра Коновалова, в ближайшие месяцы должен быть готов, становится все более жесткой. В марте Федеральная антимонопольная служба отправила в Минюст свои замечания и предложения к проекту закона, среди которых есть и революционные: лишить нотариальную корпорацию права рекрутировать новых ее членов и сделать открытым перечень оснований для обращения в суды с требованием лишить нотариуса полномочий ("Право.Ru" писало об этом подробно).
Такие идеи вызвали возмущение у нотариусов. "Большинство замечаний ФАС необоснованны и неконструктивны", — написала замминистра юстиции Елене Борисенко президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. Недовольство у Сазоновой вызвал и сам факт обнародования "позиции, которая не согласована" с Минюстом. "Подобные действия недопустимы с точки зрения этики, так как работа над законопроектом не завершена, — критикует глава ФНП ведомство Игоря Артемьева и хвалит былое: — Материалы, которые обсуждались и обсуждаются на заседании рабочей группы [по выработке нового закона о нотариате], более чем за три года ни разу не были опубликованы ее участниками для рекламирования собственной позиции". Получается, Сазонова не знает, что широкая дискуссия по наиболее важным законопроектам — это лучший способ избавить документ от неприятных для общества сюрпризов, и даже российские чиновники теперь это признают.
Синдром садового кольца
ФАС считает, что участие нотариусов в процедуре отбора и подготовки будущих коллег делает ее "непрозрачной и неподконтрольной государству". По мнению антимонопольного ведомства, в квалификационные, конкурсные и апелляционные комиссии должны входить только представители органов госвласти, судейского сообщества и ученые ведущих вузов страны. В ФНП с этим категорически не согласны. Согласно законопроекту о нотариате, все комиссии функционируют при органах юстиции, а руководители этих госструктур являются их председателями с правом решающего голоса, возражает Сазонова, а участие в комиссиях нотариусов позволяет проконтролировать знания и практические навыки претендентов.
Нашлись у ФНП контраргументы и на "антикоррупционное" предложение ФАС проводить квалификационные экзамены для кандидатов в нотариусы на условиях анонимности на базе вузов, например, Российской академии народного хозяйства и госслужбы."[Оно свидетельствует] "о незнании элементарных социально-экономических и территориальных условий страны: организационные и материальные издержки такого решения огромны", — говорится в письме. — С учетом необходимости обеспечить равный доступ к нотариусу на всей территории страны такой синдром Садового кольца утопичен по своей сути". Кроме того, по мнению главы нотариальной корпорации, предложенная ФАС схема будет "коррупционноемкой".
"Не позволяет провести содержательную дискуссию"
В случае, если новый закон о нотариате будет принят в текущем виде, в России останутся только частнопрактикующие нотариусы. Разработчики проекта полагают, что работу государственных (сейчас их в стране около трех десятков — в основном в отдаленных населенных пунктах) смогут наездами выполнять базирующиеся неподалеку нотариусы. Но в ФАС опасаются, что такое новшество затруднит доступ к нотариальной помощи, и предлагают восстановить систему государственного нотариата. Возможные кадровые проблемы предлагается решить простым способом: закрыть доступ в частный нотариат тем, кто не имеет опыта работы в государственном либо на конкурсах на места частных нотариусов отдавать предпочтения тем кандидатам, которые отработали на гособеспечении пять или 10 лет.
ФАС не предоставил даже "минимальное экономическое обоснование" своей идее, возмущаются в нотариате. "Сколько общественных денег на эту прихоть уйдет из госбюджета служба не уточняет, похоже, в расчете на популистский эффект от своего заявления", — пишет Сазонова. По ее мнению, "в основном именно экономические меры способны как привлечь квалифицированных кандидатов, так и обеспечить надлежащий уровень качества нотариальной помощи населению в отдаленных округах".
Работающий на выезде нотариус, согласно законопроекту, должен получать за свои услуги наполовину больше. ФАС с этим не согласна. Такое увеличение тарифа за работу нотариуса вне конторы экономически необоснованно, написала служба в Минюст. И получила от нотариусов "зеркальное" обвинение в отсутствии мотивировок. Это, по словам Сазоновой, "не позволяет провести содержательную дискуссию".
Вводить единый перечень услуг правового и технического характера, которые оказывают нотариусы (ФАС считает нужным закрепить его на уровне правительства), тоже не следует, считают в нотариате. Там убеждены, что любой "стандарт" никогда не учтет всего многообразия реальной жизни, поскольку набор и содержание вспомогательных действий "могут существенно различаться". А вот с тем, что нотариусу и клиенту нужно предварительно согласовывать перечень технических и правовых услуг, в ФНП соглашаются. "Разумной" Сазонова назвала и идею ФАС о разработке единой методики расчета размера платы за услуги нотариусов.
Но раскрытие их доходов, по мнению ФНП, неприемлемо. "Это вряд ли оправданно" и "правовая логика" в такой инициативе антимонопольной службы, уравнивающей нотариусов с чиновниками, отсутствует, считает Сазонова. "Нотариус непосредственно не состоит на госслужбе и не получает от государства денежное содержание", — написала она в Минюст. Однако с идеей публиковать информацию о сумме страховых гарантий нотариуса в палате согласны.
"Ничем не оправданная роскошь в применении государственного принуждения"
Еще более резкую риторику ФНП вызвали предложения о запретах и санкциях для нотариусов. В проекте закона нужно зафиксировать, что они не могут необоснованно отказывать в совершении нотариального действия, заниматься вымогательством и брать деньги сверх установленных тарифов, а если все же делают это, то должно следовать административное наказание, считает ФАС, а палата пишет в ответ, что служба руководствуется "желанием понравиться толпе" и грешит "беззаветной любовью к заблуждениям".
Новый закон и так позволит наказывать нерадивых нотариусов, убеждена Сазонова. За необоснованный отказ клиенту нотариусу будет грозить дисциплинарное наказание, вплоть до изгнания из профессии, приводит она пример. Кроме того, он будет обязан возместить клиенту все убытки. Аналогичные санкции последуют за вымогательство и завышение цен, к ним может добавиться и уголовное наказание, напоминает ФНП. А установление административной ответственности — это, по мнению Сазоновой "ничем не оправданная роскошь в применении государственного принуждения". "По аналогичной схеме следовало бы установить в КоАП ответственность за отказ в правосудии или еще — за необоснованный отказ в рассмотрении жалобы на нарушение антимонопольного законодательства комиссией ФАС", — иронизирует глава ФНП.
С предложением ФАС сделать открытым перечень оснований, по которым суд может лишить нотариуса полномочий, Сазонова тоже не согласна. В проекте их пять, в том числе нарушение закона при наделении полномочиями и неоднократное или грубое нарушение законодательства в работе, и этого достаточно, считают в ФНП. "Открытие" перечня лишит правоприменителя четких ориентиров, будет способствовать административному произволу и снизит гарантии независимости нотариусов, написала в Минюст Сазонова. Как следствие, по ее мнению, упадет качество и эффективность нотариальной деятельности.
Однако глава ФНП согласилась с тем, что можно обязать уполномоченные органы обращаться в суд с требованием лишить нотариуса полномочий, если у него найдутся нарушения. В текущей редакции законопроекта для подразделений Минюста и нотариальных палат предусмотрено такое право, а не обязанность.
Относительно мягкую позицию Сазонова заняла по отношению к инициативе ФАС лишать нотариусов полномочий даже за совершенные по неосторожности преступления (согласно законопроекту, такая санкция следует за умышленные преступления). Глава ФНП не понимает, почему преступления, совершенные по неосторожности, препятствуют работе нотариусом, однако согласна, если этот вопрос будет оставлен на усмотрение суда.