Верховный суд рассказал, где лучше починить машину
Ольга Макарова* заключила с ООО "БалтАвтоТрейд-М" (дилером БМВ в Москве) договор купли-продажи машины стоимостью 3 050 000 руб. Спустя два года автомобиль перестал заводиться, сломался стояночный тормоз, появился стук в подвеске. Поскольку гарантийный срок еще не истек, Макарова передала машину на гарантийный ремонт официальному дилеру БМВ, авторизированному сервисному центру ООО "Модус-Воронеж" в Воронеже. Там бесплатно приняли автомобиль на ремонт, но в установленный срок починить не смогли. Тогда Макарова направила ООО "БалтАвтоТрейд-М" претензию, в которой сообщила об отказе от исполнения договора купли-продажи, потребовала вернуть все деньги за машину и выплатить неустойку. ООО "БалтАвтоТрейд-М" ей отказало, и Макарова обратилась в суд. В иске она просила расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с продавца стоимость автомобиля в размере 3 050 000 руб., возместить разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент вынесения решения в размере 1 392 922 руб., выплатить ей 3 050 000 руб. неустойки, 10 000 руб. компенсации морального вреда и 50% штрафа от присуждённой суммы.
Рамонский районный суд Воронежской области, а вслед за ним Воронежский областной суд Макаровой отказали. Они исходили из того, что между ООО "БалтАвтоТрейд-М"и ООО "Модус-Воронеж" нет никаких договорных отношений. Это значит, что после обращения в ООО "Модус-Воронеж" гарантийные обязательства на авто Макаровой прекратились, а ООО "БалтАвтоТрейд-М" не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами (ООО "Модус-Воронеж").
Когда дело дошло до Верховного суда, тот обратил внимание: у дилера ООО "Модус-Воронеж" есть право продавать автомобили "БМВ" и фирменные детали, а также обязанность производить сервисное обслуживание машин этой марки. В дилерском договоре указано, что "БМВ" несёт ответственность за недостатки товара перед дилером, а дилер отвечает за недостатки товара непосредственно перед покупателем. Дилер ООО "Модус-Воронеж" осуществляет необходимые работы в рамках ответственности "БМВ" для каждого клиента "БМВ" бесплатно независимо от того, приобретен автомобиль у дилера, выполняющего указанные работы, или у какого-либо другого дилера "БМВ". Это значит, что Макарова правомерно обратилась в ООО "Модус-Воронеж" для устранения недостатков принадлежащего ей автомобиля, и гарантийные обязательства не были утрачены. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 14-КП7-31). Пока дело еще не рассмотрено.
"С определением ВС нельзя не согласиться, поскольку все выводы полностью соответствуют действующему законодательству и актам его разъяснения. На новом круге важное значение будет иметь то, что ответчик по иску несет ответственность за нарушение срока устранения недостатков вне зависимости от обращения истца за сервисным обслуживанием к другому дилеру БМВ".
"Суды первой и апелляционной инстанций отнеслись к рассмотрению спора формально. ВС такой подход не устроил, поскольку он не учитывает интересы потребителя и ставит их защиту в прямую зависимость от обслуживания и ремонта только у дилера, у которого автомобиль приобретался. ВС указал, что все дилеры, с которыми у импортера заключены дилерские договоры, в силу самих этих договоров обязаны в том числе осуществлять гарантийный ремонт по одинаковым правилам. И что нахождение этих дилеров в разных городах и даже областях не может влиять на защиту прав потребителей", – отметил руководитель проектов АБ "S&K Вертикаль" Игорь Запольский.
* имя и фамилия изменены редакцией