Как это работает: постановление Пленума ВС о правах пассажиров
Пленум ВС напоминает: факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается проездным билетом и багажной квитанцией. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата билета или квитанции не является основанием для признания договора незаключенным или недействительным. Наличие между сторонами договорных отношений в таких случаях может подтверждаться и иными доказательствами.
Кроме того, в связи с этим также дается разъяснение, что требования перевозчика об оплате за оформление билета являются неправомерными. Такую плату может взимать только агент, если он участвует в заключении договора.
По общему правилу перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда – например, за ДТП по вине третьего лица, при хищении и других подобных обстоятельствах. Основанием для освобождения перевозчика от ответственности при этом будет являться только наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств.
Важно помнить, что именно пассажир обязан подготовить багаж к перевозке таким образом, чтобы обеспечить его безопасность и сохранность. Если багаж был поврежден по причине его плохой упаковки – перевозчик не будет нести ответственность за его повреждение.
При утрате багажа перевозчик возмещает пассажиру его полную стоимость, а при порче – сумму, на которую понизилась стоимость груза. При этом если пассажир при передаче багажа перевозчику не объявил его стоимость, то суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что размер таких убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В таком случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела и исходя из принципов "справедливости и соразмерности" ответственности допущенному нарушению обязательств.
Кроме того, Верховный суд напоминает, что перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира, а за просрочку доставки должен заплатить неустойку в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки.
Устанавливая столь серьезный уровень ответственности перевозчика за пассажирский багаж, Верховный суд в то же время напоминает: риск утраты, недостачи или повреждения вещей, перевозимых пассажиром в ручной клади, лежит на самом пассажире. В то же время если пассажир докажет, что в порче такого груза виноват перевозчик, то последний заплатит.
Иногда имущество пассажира страдает из-за ненадлежащего состояния салона – например, о грязные сидения можно испачкать одежду. Верховный суд подчеркивает, что в таком случае с перевозчика можно требовать компенсацию причиненного вреда.
Верховный суд напоминает, что надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки является доставка пассажира и багажа в пункт назначения. И если поездка была прервана в связи с поломкой транспорта или в связи с ДТП, то пассажиры вправе продолжить движение по своим билетам на другом подобранном или предоставленном перевозчиком транспортном средстве.
Пересадку должен организовать перевозчик. В случаях, когда он не может предоставить замену вышедшему из строя транспорту в разумный срок, пассажир может потребовать возврата стоимости проезда в полном объеме, а также потребовать возмещения иных убытков. При невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта назначения по не зависящим от перевозчика причинам пассажир может потребовать вернуть ему стоимость билета пропорционально непроследованному расстоянию.
Постановление Пленума устанавливает: агрегатора такси несет ответственность перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если он заключил договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с агрегатором.
Кроме того, в постановлении также даются разъяснения, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные. Еще подробнее об этом постановлении Пленума читайте в нашем материале "Пленум ВС дал разъяснения по договорам перевозки и экспедиции".
Текст Постановления Пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года № 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" доступен здесь.