Как это работает: постановление Пленума ВС о правах пассажиров
Карточки
26 июня 2018, 11:10

Как это работает: постановление Пленума ВС о правах пассажиров

Пленум Верховного суда принял новое постановление о вопросах применения законодательства об автомобильных перевозках. В нем даются разъяснения, кто ответит за поврежденный багаж, является ли потерянный билет основанием для отказа в перевозке и как быть, если транспорт сломался, а впереди еще полпути. Ответы на эти и многие другие вопросы мы собрали в карточки.
1
Я потерял билет. Как быть?

Пленум ВС напоминает: факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается проездным билетом и багажной квитанцией. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата билета или квитанции не является основанием для признания договора незаключенным или недействительным. Наличие между сторонами договорных отношений в таких случаях может подтверждаться и иными доказательствами.

Кроме того, в связи с этим также дается разъяснение, что требования перевозчика об оплате за оформление билета являются неправомерными. Такую плату может взимать только агент, если он участвует в заключении договора.

2
Кто в ответе за сохранность моего багажа?

По общему правилу перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда – например, за ДТП по вине третьего лица, при хищении и других подобных обстоятельствах. Основанием для освобождения перевозчика от ответственности при этом будет являться только наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств.

Важно помнить, что именно пассажир обязан подготовить багаж к перевозке таким образом, чтобы обеспечить его безопасность и сохранность. Если багаж был поврежден по причине его плохой упаковки – перевозчик не будет нести ответственность за его повреждение.

3
Что можно потребовать от перевозчика в случае проблем с багажом?

При утрате багажа перевозчик возмещает пассажиру его полную стоимость, а при порче – сумму, на которую понизилась стоимость груза. При этом если пассажир при передаче багажа перевозчику не объявил его стоимость, то суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что размер таких убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В таком случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела и исходя из принципов "справедливости и соразмерности" ответственности допущенному нарушению обязательств.

Кроме того, Верховный суд напоминает, что перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира, а за просрочку доставки должен заплатить неустойку в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки.

4
Кто в ответе за ручную кладь?

Устанавливая столь серьезный уровень ответственности перевозчика за пассажирский багаж, Верховный суд в то же время напоминает: риск утраты, недостачи или повреждения вещей, перевозимых пассажиром в ручной клади, лежит на самом пассажире. В то же время если пассажир докажет, что в порче такого груза виноват перевозчик, то последний заплатит. 

5
Испачкал одежду в такси. Кто виноват?

Иногда имущество пассажира страдает из-за ненадлежащего состояния салона – например, о грязные сидения можно испачкать одежду. Верховный суд подчеркивает, что в таком случае с перевозчика можно требовать компенсацию причиненного вреда.

6
Что делать, если машина, на которой мы ехали, сломалась?

Верховный суд напоминает, что надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки является доставка пассажира и багажа в пункт назначения. И если поездка была прервана в связи с поломкой транспорта или в связи с ДТП, то пассажиры вправе продолжить движение по своим билетам на другом подобранном или предоставленном перевозчиком транспортном средстве.

Пересадку должен организовать перевозчик. В случаях, когда он не может предоставить замену вышедшему из строя транспорту в разумный срок, пассажир может потребовать возврата стоимости проезда в полном объеме, а также потребовать возмещения иных убытков. При невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта назначения по не зависящим от перевозчика причинам пассажир может потребовать вернуть ему стоимость билета пропорционально непроследованному расстоянию.

7
Вызвал такси через приложение. Его владельцы несут ответственность при ДТП?

Постановление Пленума устанавливает: агрегатора такси несет ответственность перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если он заключил договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с агрегатором.

Кроме того, в постановлении также даются разъяснения, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные. Еще подробнее об этом постановлении Пленума читайте в нашем материале "Пленум ВС дал разъяснения по договорам перевозки и экспедиции".

Текст Постановления Пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года № 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" доступен здесь.