Процесс
21 августа 2018, 13:37

В контакте с правоохранительными органами: как нас защищают соцсети

Mail.ru Group (MRG) стала главным идейным защитником пострадавших от "репостных статей": активность органов заставила пользователей "Вконтакте" сомневаться в надежности использования сети, которая является одним из ключевых активов MRG. Госорганы информацию запрашивают и у других ресурсов и соцсетей, и получают ее. Однако существуют принципиальные отличия.

Соцсети Mail.ru Group и уголовные дела

Информационно-аналитический центр «Сова» по итогам 2017 года заявил, что "экстремистские материалы" из-за которых людей привлекали к отвественности, в 138 случаях из 182 размещались "Вконтакте", еще по два - в Facebook и Youtube. 

Инструкция: как не попасть под статью за репосты и лайки

"Пользователи ВКонтакте всё чаще становятся фигурантами подобных дел. И нас это чрезвычайно беспокоит", - завил Андрей Рогозов, генеральный директор "Вконтакте", после резонансного дела Марии Мотузной. "В течение месяца мы подготовим к запуску новую и, пожалуй, самую важную реформу приватности за последние несколько лет. Мы введем возможность сделать свой профиль полностью приватным, оставив его открытым только для друзей", - заверил Рогозов пользователей.  

После к его заявлениям присоединилась MRG. "Зачастую действия правоохранительных органов явно не соответствуют потенциальной угрозе, а их реакция на записи в комментариях или мемы в ленте оказывается немотивированно жесткой. Мы убеждены, что законодательство и правоприменительная практика должны быть изменены. Считаем необходимой амнистию несправедливо осужденных, отбывающих срок по соответствующим обвинениям и декриминализацию подобных случаев в будущем", -заявили они.

Другая популярная соцсеть MRG, "Одноклассники", в "репостных" скандалах замешана в единичных случаях, ее аудитория меньше (71 млн против 97 млн "Вконтакте"), а сама соцсеть имеет альтернативные настройки приватности — например, пользователи видят, кто заходил к ним на страницу. На фоне "репостных" посадок и новых уголовных дел с начала года акции группы продолжают падение. 


Mail.ru попросила Верховный суд обобщить практику по делам за лайки и репосты

Следующий шаг MRG — обращение в Верховный суд, компания попросила обобщить практику по делам за лайки и репосты. Компания также настаивает на законодательном закреплении понятия "пост", "репост", "лайк", "класс", по их мнению это поможет создать правовую базу для объективного рассмотрения дел. Госдуме корпорация предложила провести амнистию уже осужденных по "репостным статьям". 

Еще весной 2018 года мировые рейтинги крайне низко оценивали открытость MRG, указывая на скрытность в вопросах использования и передачи персональных данных. Ranking Digital Rights в исследовании за 2018 год об открытости крупнейших мировых диджитал-компаний поставили MRG на 11 место из 12, уступает ей только китайская Baidu. "Компания почти ничего не рассказала о том, как отвечает на требования правительства по удалению контента или передаче пользовательских данных, хотя  не раскрывать даже часть такой информации (о госзапросах) - незаконно", - мотивируют свою оценку составители рейтинга. 

Рейтинг Ranking Digital Rights

Другая российская компания, которая попала в рейтинг — Yandex, заняла 9 строчку. Организация также не раскрывает никакой информации о государственных запросах.  

"Поскольку российские власти могут иметь прямой доступ к данным о связях , компании могут не знать о частоте или объеме информации о пользователях, доступ к которой может получить администрация", -  считают авторы рейтинга. 

Невконтакте

Источник: https://t.me/zalayk/В твиттере и других соцсетях пользователи выкладывают скриншоты с материалами уголовных дел, в которых "Вконтакт" предоставляет информацию о пользователях.

В телеграме канал "Ты сядешь за лайк" с 26 июля, даты своего открытия, начали читать 10 000 пользователей,  в нем собирают публикации преследуемых по "репостным статьям" и размещают фотографии материалов дела.

В твиттере  пользователи запустили тег "невконтакте", по которому заявляют об удалении из соцсети. 

"На прочность" проверяют соцсеть и с других сторон — Николай Дьячков попробовал запросить  поддержку соцмедиа на предмет его персональной информации, однако ему в предоставлении таковой отказали. 

Другой пользователь сети и житель ЕС, Кристиан Шинкевич, заявляет, что получить такую информацию ему удалось — по его словам, на предоставление данных повлиял европейский протокол, который вступил в силу летом на территории ЕС, GDPR. Сведения, которые предоставили Шинкевичу, содержат переписки, истории прикрепления новых номеров, а также комментарии и посты, вне зависимости от того, удалял ли их пользователь. 

Источник: https://t.me/zalayk/

Помимо тех, кто обеспокоился возможной статьей, нашлись те, кто воспользовался этой обеспокоенностью. Участница соцсети получила сообщение от "эксперта", который занимается "анализом социальных сетей на экстремизм". За вознаграждение злоумышленница пообещала "забыть следующий репост", предупредив, что удаление публикаций не поможет. 

Как это устроено в мире

Взаимодействовать с правительством корпорации вынуждены не только в России. Значительная часть компаний регулярно публикует отчеты в рамках прозрачной деятельности. Кроме этого, у корпораций существуют четкие регламенты: одни работают строго по решению суда, другие уведомляют пользователей о проверках, а также взимают плату за сбор и предоставление информации о пользователи, что сокращает издержки. 

В Google запросы от российского правительства с каждым годом увеличиваются ( за второй полугодие 2012 года их было 97, а за аналогичный период 2017 уже 330). Отвечают они на них крайне избирательно — максимальные 15% ответов по запросам компания предоставила во втором полугодии 2016 года, а с июля по декабрь 2017 года "некоторые данные" были предоставлены по 8% запросов госорганов. Для сравнения процент "успешных" запросов канадского правительства за второе полугодие 2017 года составил 61%. 

В Facebook за 2017 год поступил 21 запрос на предоставление информации в сумме о 33 аккаунтах, однако ни один из этих запросов одобрен не был. "В соответствии с законодательством мы имеем право на возмещение издержек, связанных с ответами на запросы. Эти платежи начисляются за каждый аккаунт. Мы вправе также взимать дополнительные платежи за необычные или обременительные запросы", - сообщает соцсеть в памятке для правоохранительных органов. Кроме этого, Fb уведомляет пользователя, если в отношении него был сделан такой запрос. Исключение составляют случаи, когда дело касается расследования дел об эксплуатации детского труда.

В Twitter в прошлом году поступило больше 2 500 запросов со стороны госорганов об удалении аккаунтов, чуть больше половины из этих запросов были удовлетворены. Запросить персональную информацию в 2017 году российское правительство в твиттере пыталось дважды, однако оба раза безуспешно.

Apple во второй половине 2017 года от российского правительства получили 405 запросов о 925 устройствах, информация по 86% запросов была предоставлена. Как сообщают в компании, такие запросы связаны или с кражей айфонов или со случаями, когда гаджет является частью расследования уголовного дела. 

Uber в Канаде и США собирает подробную статистику предоставления информации о персональных данных водителей. В США по запросу суда в 2017 году в Uber поступило 58 запросов, по 90% из них компания предоставила ответы. По запросу данных для ордена на обыск из 231 единиц удовлетворили 85% обращений. 

Для европейских пользователей большую роль сыграл вступивший в силу в 2018 году  General Data Protection Regulation (GDPR), который не только обязывает операторов данных хранить информацию о пользователях с необходимой степенью защиты данных, но и удалять ее по запросу, а также предоставлять самому пользователю. Штрафы за нарушения этого протокола могут достигать €20 млн. Российская альтернатива проекта — закон Яровой, также регламентирует работу с данными граждан, однако не защищает их права. С 1 июля 2018 года по запросу ФСБ операторы данных должны предоставлять переписки и информацию о звонках граждан, а также хранить ее от месяца до полугода. Однако как хранить эти данные, операторам не объяснили и закон в срок исполнен не был.