Путин смягчает статью об экстремизме: посадят ли теперь за лайки?
3 октября президент внес сразу два законопроекта: с поправками в ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) и КоАП.
В КоАП появится ст. 20.31 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Причиной для возбуждения станут те же действия, что и по ст. 282 УК, но с оговоркой, что эти действия «не содержат уголовно наказуемого деяния». К ним можно отнести публикации, которые унижают достоинство человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Нарушителю грозит штраф до 20 000 руб., или арест на 15 суток, или обязательные работы.
Второй законопроект касается самой ст. 282 УК. Теперь привлечь к ответственности по ней можно будет только после того, как человека уже привлекали к аналогичной административной ответственности в течение одного года. Санкции по статье остаются прежними: штрафы до 500 000 руб., реальные сроки от двух до пяти лет.
Раньше по этой статье могли привлечь к ответственности любого человека, который опубликовал неоднозначный контент в соцсети, который кого-то оскорбил. Мария Мотузная стала фигурантом уголовного дела после заявления двух студенток, чьи чувства задели мемы на странице девушки во «ВКонтакте» с черным юмором. Теперь за первое подобное нарушение будет грозить только административная ответственность.
Генпрокуратура в начале октября заявила, что в России нет ни одного уголовного дела за лайки: их возбуждают только за репост. «За репосты есть, потому что это размещение информации, а за лайки – нет, ни одного», – заявил официальный представитель Генеральной прокуратуры Александр Куренной.
За сохраненные картинки к ответственности привлекают – сейчас в Барнауле рассматривается уголовное дело в отношении Мотузной, её обвиняют по ст. 148 и ст. 282 УК – оскорбление религиозных чувств и возбуждение вражды. Дело стало резонансным благодаря её истории в Twitter. Позже за декриминализацию выступила группа Mail.ru, которая предоставляла правоохранительным органам персональные данные пользователей, проходящих по таким делам. Корпорация обратилась в органы власти и попросила смягчить практику. Отдельную рекомендацию дал Совет по правам человека, а Верховный суд изменил свое постановление об экстремистских делах.
Пленум Верховного суда в сентябре внес изменения в свое постановление об «экстремистских» делах. В нем говорилось, что суд должен тщательно проверять не только наличие формального повода, но и основания для его возбуждения. Также ВС рекомендовал учитывать аудиторию, на которую влиял запрещенный контент, ее размер, а также регулярность публикаций. Размещение «экстремистских» материалов в соцсети может быть квалифицировано по ст. 282 УК только в том случае, когда пользователь осознавал направленность своих действий на нарушение основ конституционного строя, а также имел цель возбудить ненависть или вражду.
Надо понимать, что речь идет только о смягчении по ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). «Репостных» статей, несмотря на то, что ст. 282 самая «популярная», больше. По ст. 280 (о призывах к экстремистской деятельности) предусмотрено до пяти лет лишения свободы. Ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества и участие в нем) может распространяться на организаторов групп в соцсетях, самое строгое наказание – до пяти лет тюрьмы. Ст. 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповедания) тоже применяется к лайкам (в том числе по ней судят Марию Мотузную). Наказание может достигать до года лишения свободы. Еще один «популярный» состав – ст. 354 УК (о призывах к развязыванию агрессивной войны) с санкциями лишения свободы до трех лет.
Павел Чиков, глава правозащитной организации «Агора», сообщает: уголовные дела после принятия и вступления в силу поправок в УК должны быть прекращены, а приговоры отменены. При этом большинство из них по новой схеме (сначала административная ответственность, потом уголовная) не удастся возобновить: срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Партнер АБ "ЗКС" Сергей Малюкин при этом отмечает, что в законе должно оставаться строгое разграничение административной и уголовной ответственности: «Существуют четкие понятия «правонарушения» и «преступления», так как предмет регулирования у УК РФ и КоАП РФ разный. При этом если допускать подобный переход «количества в качество», то подобная тенденция приведет к тому, что повторное нарушение правил дорожного движения будет приводить к уголовной ответственности, а не административной», – рассуждает он и делает вывод, что выбранный способ урегулирования полностью проблему не решит и «репостные» дела продолжат появляться.
Сами законопроекты уже направлены в профильные комитеты. Согласно системе СОЗД, у законопроектов Путина 100% «принимаемость», они быстро проходят нижнюю палату парламента. С начала января этого года Путин внес 30 законопроектов, 16 из которых уже приняты, а остальные были внесены в Думу в сентябре или октябре.
Сергей Смирнов, редактор «Медиазоны»: «Для активистов практически ничего не изменится, увы. Вместо 282 статьи всегда есть 280 (экстремистская деятельность). То же «Новое величие» под декриминализацию не попадает, там экстремистское сообщество. И отдельно жаль, что по аналогии с 282 не декриминализовали частично ст. 148 УК (о чувствах верующих), просто есть теперь опасение, что «эшники» будут на мемы заходить с этой стороны, статистику-то никто отменять не будет».
Павел Чиков, глава правозащитной организации «Агора»: «Резко повышается роль «административок», теперь нужно будет активно защищаться именно там. <..> Хорошая новость для обвиняемых, подсудимых и осуждённых по ст. 282: уголовные дела после принятия и вступления в силу поправок в УК должны быть прекращены, а приговоры отменены. Срок давности привлечения к административной ответственности – 1 год, то есть для большинства не будет и «административки».
Михаил Федотов, глава СПЧ: «Инициатива президента очень своевременна. Она в целом лежит в русле известных предложений СПЧ по совершенствованию законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Надеемся, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению можно будет внести в текст некоторые важные уточнения. Важно, чтобы процесс гуманизации законодательства на этом не останавливался и за этой инициативой последовали другие меры: сужение определения понятия «экстремистская деятельность», декриминализация статьи о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий, изменение подследственности дел по ст. 280 и 280.1 УК».
Законопроект № 558351-7 «О внесении изменений в КоАП».
Законопроект № 558345-7 «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса».