Must-read
14 декабря 2018, 8:01

«Нормальное правосудие» и билеты в театр: что дарить юристам на Новый год

В одних юрфирмах предпочитают дарить клиентам книги и деликатесы, а в других – билеты на концерты и театральные постановки. От вручения канцелярской продукции компании массово отказываются: слишком банально, да и сами юристы признаются, что не хотят себе такой подарок. Зато некоторые продолжают верить в чудеса, мечтая, что Дед Мороз в Новом году им принесет «нормальное правосудие» и «здоровый сон».

Ценность эмоций и деликатесы

Чтобы узнать о вкусах юристов, мы провели голосование среди наших читателей (см. «Выбираем новогодние подарки для юристов»). Большинство опрошенных (42%) считают, что главное в подарке – это эмоции, поэтому юристы хотят получить билеты на концерты, спектакли или спортивные события. 

Уходящий 2018 год был объявлен годом балета, поэтому в юрфирме Клифф решили подарить клиентам билеты на «Лебединое озеро» в Кремлевский дворец съездов. Директор по развитию этой компании Инга Скворцова отметила, что их девиз: «Мы работаем, чтобы у вас было время на прекрасное». По ее словам, билеты обходятся недорого, если заказывать их заранее и от фирмы. Результат: на «Лебединое Озеро» сходили все одаряемые, говорит Скворцова: «Потом писали нашим юристам, благодарили, говорили, что сами бы не выбрались. Было очень приятно». В предыдущие годы «Клифф» дарил билеты на каток, выставки, в музеи.  

«Многие думают о работе» – 34% опрошенных мечтают о сертификатах на правовые семинары или юрфорумы. 21% считает, что в период санкций уместнее дарить заграничные деликатесы. В КА Барщевский и партнеры в качестве презентов чаще всего выбирают что-то съедобное. В позапрошлом году мы презентовали клиентам пряничные домики, до этого были кофейные наборы, подарочные корзины, шоколад – всё брендированное нашим логотипом, рассказывает PR-менеджер Юлия Абашина. В АБ Павлова и партнеры тоже любят гастрономические подарки. Считаем их одними из лучших, ведь ими почти всегда можно угодить, отметила директор по развитию этого бюро Наталья Клейн. 

Маркетинг-директор АБ КИАП Ирина Булыгина рассказала, что в прошлом году они преподнесли клиентам и коллегам набор для самостоятельного приготовления домашнего глинтвейна из фирменного КИАП-вина с КИАП-штолленом, изготовленным по специальному рецепту. Еще дарили выдержанный КИАП-сыр, сваренный российским производителем сыров по специально разработанному рецепту, который пришелся очень кстати к новогоднему столу в период антизападных продуктовых санкций, добавила она.

Меньше всего юристы хотят получить в подарок очередную статуэтку Фемиды (15%). Еще 4% предложили свои варианты презентов. Среди них – конверт с деньгами, наручные часы, наушники, духи и настольные игры. Встречаются и более оригинальные ответы – «нормальное правосудие» и «здоровый сон». 

Канцелярский магазин могли бы открыть 42% опрошенных. Именно столько не хотят получать в подарок ручки и блокноты, которых у них в избытке. Такое же количество участников опроса считают некорректным навязывать благотворительность в качестве презента. Алкоголь не рекомендуют дарить 33%. Почти треть проголосовавших (28%) не обрадуются, если получат на Новый год доступ к правовым системам. Собственные варианты пользователей при ответе на этот вопрос оказались менее оригинальными. Наиболее часто встречающиеся – «ничего не надо, у меня все есть» и «любому подарку рады». 

Цена подарка

Большинство участников опроса (43%) честно признались, что принимают любые подарки независимо от их цены. Еще у 31% стоимостных ограничений нет, но им было бы дискомфортно получать презенты дороже 10 000 руб. А 5% проголосовавших откажутся от подарка, цена которого превысит 50 000 руб.

Не все могут позволить себе получать подарки за любую цену. Одним это нельзя в силу закона, другим такой запрет устанавливает работодатель. Суммой в 3000 руб. ограничены 18% проголосовавших. Еще у 2,5% опрошенных установлен другой предельный размер стоимости подарка. 

Мы строго следим за тем, чтобы совокупная стоимость новогоднего подарка была в пределах границ, установленных антикоррупционными политиками наших клиентов, говорит старший PR-менеджер Пепеляев Групп Александра Старостина. Каждый год бывают ситуации, когда клиенты уточняют стоимость новогоднего подарка, чтобы оградить себя от ненужных рисков, рассказывает она: «В основном это касается сотрудников крупных международных компаний, в которых действуют строгие антикоррупционные правила. Мы относимся к таким вопросам абсолютно спокойно». В Клифф дарят подарки от 500 до 1600 руб., в АБ Павлова и партнеры – от 3000 до 10 000 руб., в Noerr – до 4000 руб.

Для кого-то бюджет в 5000–7000 руб. за подарок – это невыносимая боль из серии «за эти копейки ничего приличного не купить». Для других лимит в 2000–3000 руб. – это возможность сделать крутой уникальный продукт.

Маркетинг-директор АБ КИАП Ирина Булыгина

Детские праздники и подарки журналистам

Дети сотрудников юфирм обычно не остаются без внимания. Мы им, как правило, дарим интеллектуальные игры, билеты в театр или на развивающие мероприятия, рассказала Булыгина. В офисе АБ «Павлова и партнеры» проводится новогодний вечер для детей коллег и клиентов с игрушками, сладостями и книгами. А АБ ЕПАМ традиционно организовывают новогодний праздник EPAM-Kids с представлением, мастер-классами, развлечениями и подарками. Чтобы угодить ребятам разных возрастов, мы обычно включаем в подарок сладкое угощение, игрушки, книги, отметила Елена Успенская, PR-директор адвокатского бюро: «В прошлые годы детям помладше дарили настольные игры и скворечники, а тем, кто постарше, – билеты в кино». 

Большинство юрфирм покупают презенты и журналистам. АБ «КИАП» преподносит им то же, что и клиентам. А ЕПАМ практикует индивидуальный подход, рассказала Успенская: «Журналистам, с кем часто работаем и кого хорошо знаем, дарим индивидуальные подарки: книги, конкретные вина, полезные вещи для их хобби, путешествий, занятий спортом. Какого-то конкретного ограничения по сумме у нас нет, но стараемся не ставить получателей в неловкое положение». Журналистам вручаем подарки в пределах той суммы, которая не воспринимается оскорбительной для их профессиональной деятельности, резюмирует Клейн: «Мы своим жестом хотим лишь подчеркнуть хорошие человеческие отношения с коллегой».