Процесс
27 ноября 2018, 15:35

КС решит судьбу границы между Чечней и Ингушетией

27 ноября Конституционный суд на открытом заседании рассмотрел спор, возникший вокруг соглашения Чечни и Ингушетии об установлении новых границ. Это происходит на фоне санкционированного митинга в Ингушетии.

История спора

26 сентября 2018 года глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров подписали соглашение об установлении границы между республиками, которая не была четко определена со времен распада Чечено-Ингушской АССР. Этот документ затронул границы трех районов Ингушетии – самого маленького субъекта федерации (меньше только Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Закон Чеченской Республики от 4 октября 2018 года «Об утверждении соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» вступил в силу 15 октября, а аналогичный закон Республики Ингушетия ­– 16 октября. В этот же день соглашение было ратифицировано и стало обязательным для двух республик.

При этом в Ингушетии население выступило резко против такого передела границ – ситуация спровоцировала волну протестов в республике, в которых приняли участие до 100 000 жителей. Группа депутатов ингушского парламента попыталась оспорить закон об установлении границ в Конституционном суде Республики Ингушетия, который по итогам рассмотрения дела 30 октября 2018 признал: ни сам закон, ни процедура его принятия не соответствовали Конституции Ингушетии. Республиканский КС постановил, что само по себе соглашение, подписанное Евкуровым и Кадыровым, не порождает последствий без утверждения его на референдуме.

Кроме этого, руководитель правозащитной организации «МАШР» Магомед Муцольгов сообщил, что 26 ноября сдал в избирком подписи для проведения референдума по вопросу границы, передает РБК.

Жалоба в Конституционный суд России

В начале ноября Юнус-Бек Евкуров обратился с запросом в Конституционный суд. Он считает, что республиканский КС не мог рассматривать вопрос, который был перед ним поставлен. По мнению Евкурова, при определении конституционности закона необходима оценка самого соглашения – а это относится к компетенции федерального Конституционного суда, поскольку именно он уполномочен разрешать дела о соответствии Конституции договоров между органами госвласти субъектов.

Конституционный суд пригласил к участию Всемирный конгресс ингушского народа, который еще до заседания представил свою позицию по спору: если процедуру установления границ между субъектами ни Конституция России, ни федеральные законы четко не регламентируют, то для принятия решения об изменении границ обязательно волеизъявление местных жителей на сходе или референдуме.

Для участия в заседании КС пригласил Кадырова, Евкурова, Народное собрание Республики Ингушетия. На слушание дела также были приглашены парламент Чечни, полпреды обеих палат федерального парламента, правительства, президента, Минюста и Генпрокуратуры. 

КС Ингушетии отказался участвовать в рассмотрении жалобы: в письме за подписью его председателя Аюпа Гагиева говорится, что проверка закона и соглашения о границах с Чечней не относится к компетенции КС России. Он напомнил: постановления конституционных судов субъектов обязательны для всех органов государственной власти, подлежат неукоснительному исполнению и не могут быть пересмотрены иным судом. «Запрос представляет собой завуалированную форму обжалования постановления КС Республики Ингушетия», – указал Гагиев.

Братские отношения двух народов

Первыми выступали представители Ингушетии. По словам представителя главы Ингушетии Александра Орлова, референдум по этому вопросу не может проходить, так как границу не изменяют, а устанавливают. Несмотря на то что, по его мнению, вопрос установления границ специфический, мнение жителей было учтено через работу с муниципалитетами.

«Практически ежедневно возникали претензии то с одной, то с другой стороны. То чеченцы говорили, что ингуши пользуются их землями, то наоборот. От серьезных конфликтов спасали только братские отношения двух народов», – прокомментировал председатель Народного собрания Ингушетии Магамет Яндиев и заверил, что сам жил на спорных землях. Адвокат от главы Чеченской Республики Гаиб Берсункаев попросил признать конституционным закон о границе между республиками. Также он подчеркнул, что четкого механизма установления границ между субъектами в законодательстве не предусмотрено. 

Несогласные с установкой границ обращались к тому, что мнение местных жителей было учтено недостаточно. Депутат Народного собрания Ингушетии Закрий Мамилов отметил, что подписание соглашения о границе проходило не публично и с нарушением регламентов, также он подчеркнул, что на депутатов Народного собрания оказывалось давление, чтобы они поддержали решение. 

Сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа Ахмет Погоров также отметил, что о таком соглашении граждане узнали только в момент его подписания. «Ингушский народ никогда не согласится на то, чтобы уступить часть своих территорий, и будет отстаивать свою позицию всеми законными способами», – подчеркнул он. Пока в Конституционном суде шло заседание, в Ингушетии шел санкционированный митинг. Люди требуют исполнения постановления КС Ингушетии, то есть  признать неконституционным закон об установлении границы с Чечней, также они хотят провести по этому вопросу референдум. 

Сторона, которая настаивает на признании закона конституционным, отмечала обратное. «Я неоднократно выезжал на границу, меня сопровождали представители обеих республик. Линия границы определялась с учетом мнения местных жителей, проживающих вдоль линии, где должна пройти граница», – заявил председатель парламента Чеченской Республики Магомед Даудов.

Выступали и представители коренных народов, проживающих на спорных территориях. Один из них заявил, что жители «должны доверять главам республик, которые не предадут наши интересы». «Мы верим главе республики. Он никогда не сделает ничего плохого для чеченского народа. Поэтому мы приняли самые спорные пункты этого соглашения, которое подписал глава республики Рамзан Кадыров», – заверил он. Некоторые представители жителей спорных территорий подчеркнуто называют протесты в Ингушетии политической акцией.

Член общественного координационного совета Ингушетии Накир Добриев призвал исполнять действующие законы, а также подчеркнул, что главы республик действовали в рамках Конституции. Представитель Совфеда Андрей Клишас отметил, что главы субъектов действовали в рамках существующих норм. Представитель президента в КС Михаил Кротов заявил, что закон о границах не противоречит Конституции, а вот позиция Конституционного суда республики «не соотносится с позицией КС и с позициями соответствующих федеральных законов». Закон поддержали представители Генпрокуратуры и Минюста.