Практика
29 ноября 2018, 10:39

Как организовать комплаенс и на нём заработать

Есть мнение, что комплаенс в компании – это сплошная бюрократия и бесконечные согласования. Если он так работает, значит, его надо менять. На самом деле антимонопольный комплаенс способен помочь сократить издержки и даже заработать. Антикоррупционный комплаенс и вовсе обязателен для всех компаний независимо от размера. Об этом знают не все бизнесмены. Зато в курсе прокуроры, которые проводят проверки и ходят в суд. Об этом рассказали эксперты на конференции «Право.ru» о комплаенсе.

Антимонопольный комплаенс: контроль и выгоды

Федеральная антимонопольная служба в последние годы стремится в первую очередь предупреждать нарушения, а не карать, заявила замначальника правового управления ФАС Оксана Кузнецова. По ее словам, статистика подтверждает, что число нарушений снижается, хорошо себя зарекомендовали предупреждения. «80% предупреждений не обжалуется, – сообщила Кузнецова. – Это не влечет штрафов для компаний и позволяет избежать долгих судов». Она рассказала о плюсах антимонопольного комплаенса для компаний. Законопроект, который разработала служба, дает определение этого понятия. Согласно проекту, его внедрение должно быть добровольным и открытым (то есть об этом надо сообщить на официальном сайте). Если компания это сделала, на нее хотят возлагать бремя доказывания в делах об антимонопольных нарушениях, продолжала представитель ФАС. Но, по ее словам, есть и плюсы: организации с антимонопольным комплаенсом избегут плановых проверок. 

Но если положения о комплаенсе прописаны – это еще не значит, что они работают. С чем он сталкивается на практике, рассказал замначальника управления по борьбе с картелями ФАС Мухамед Хамуков.

В одной компании антимонопольный комплаенс есть, но об этом никто не знает, кроме гендиректора. В другой есть хорошие документы, журналы, где расписываются сотрудники об ознакомлении. Но ведут они себя совсем не так, как на бумаге.

Мухамед Хамуков

Хамукову встречались и такие компании, где есть антимонопольный комплаенс, но есть и «антикомплаенс» – инструкции для менеджеров, которые прямо противоречат официальным правилам. Чтобы комплаенс не остался на бумаге, а воплотился в жизнь – в целом очень велика роль и личный пример руководства, подытожил Хамуков.

С этим была согласна старший юрист антимонопольной практики АБ ЕПАМ  Ольга Денченкова. По ее словам, антимонопольный комплаенс становится актуальным для большого числа крупных и средних компаний (хотя раньше интересовал только монополистов). 

Некоторые считают, что антимонопольный комплаенс означает забюрократизированность и бесконечные согласования. Но если это так – систему надо менять. На самом деле этот инструмент позволяет не только сокращать затраты, но и зарабатывать.

Ольга Денченкова

Денченкова привела примеры того, как антимонопольный комплаенс может быть выгодным. С его помощью можно предупреждать не только внутренние риски, но и нарушения против компании, поскольку методы и алгоритмы тут похожи. Он поможет бороться со злоупотреблениями со стороны монополистов или отдельных контрагентов (например, от компании с агрессивной политикой, которая хочет получить для себя эксклюзивные условия). По словам Денченковой, фирма также может противостоять включению в документацию антиконкурентных требований – это удобнее, чем потом оспаривать результаты торгов, признала эксперт. 

Она также дала советы, как организовать работу антимонопольного комплаенса. Например, лучше иметь не только инструкции для работников, но и назначить сотрудника, к которому они всегда могут обратиться за советом. Антимонопольный план, как правило, разрабатывается на год, и раз в год его работу надо обязательно оценивать, подчеркнула Денченкова.

Система комплаенса: как построить и чем поможет

Комплаенс может помочь не только предупредить нарушения, но и уменьшить ответственность компании за сотрудника, который мог нарушать закон по своей инициативе, но все равно действуя от лица компании. Что необходимо для антимонопольного комплаенса, рассказала Кузнецова из ФАС:

Сами правила поведения.Независимый внутренний и внешний контроль за тем, как они выполняются.Порядок ознакомления работников с правилами.Меры ответственности.

По этому же принципу можно организовать и другие системы комплаенса, например антикоррупционный. Как он устроен в компании Philips, рассказала его комплаенс-менеджер Виктория Юрга. По её словам, основа любой антикоррупционной программы – это политики и процедуры. Также важно определить карту рисков (вероятность и существенность) и контролировать выполнение правил. У Philips перечень политик оформлен как приложение к трудовому договору, поделилась Юрга. Имеется политика в отношении подарков (денежные лимиты, регистрация подарков). Проверяются контрагенты, контролируется благотворительность и пожертвования, перечислила Юрга.

Надо учитывать, что в российской практике комплаенс может сыграть значительную роль, подчеркнул эксперт Пепеляев Групп Сергей Таут. Он напомнил, что ст. 13.3 закона «О противодействии коррупции» обязывает организации разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции. Если прокурор их не найдет в ходе проверки, он может вынести представление об устранении нарушений, а также привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Так случилось с одной региональной производственной компанией. По словам Таута, она попыталась обжаловать решения прокурора в суде, но безуспешно. Хотя формально политики были приняты, механизмов их реализации не было. 

Принять антикоррупционные меры нужно независимо от размера компании. Советую предусмотреть реализуемые схемы имплементации антикоррупционной политики и на практике применять свои локальные акты.

Сергей Таут

Еще один пример показывает, что размеры фирмы не влияют на обязанность, предусмотренную ст. 13.3 закона. Прокурор решил, что ее не исполняет одна небольшая строительная фирма. Он обратился в суд, где потребовал обязать общество устранить нарушения. Директор возражал, что в штате всего 15 человек и они не уполномочены совершать действия, связанные с получением выгоды. Но суд решил, что это не имеет значения, и подтвердил правоту прокурора, подытожил эксперт.

Санкционный комплаенс: политика стран и политика компаний

Санкционные режимы неопределенные, потому что зависят от политики и здесь сложно прогнозировать на несколько лет вперед, заявил старший юрист группы международного экономического комплаенса Art De Lex  Дмитрий Гавриленко. Например, когда к власти пришел Трамп, многие эксперты прогнозировали смягчение отношения к России, но политика, наоборот, ужесточилась. Двояким может быть и толкование норм о санкциях, признал Гавриленко. По его словам, российским юристам привычнее работать с законами континентальной системы. В США правила пишут достаточно общими словами, а раскрывают их через правоприменение. Тут сложно понять, как будет применена норма, потому что встречаются разные толкования, продолжал Гавриленко. 

Работать в условиях неопределенности поможет санкционный комплаенс. Конечно, 100%-ных гарантий нет, но можно принимать решения «со степенью разумной уверенности».

Дмитрий Гавриленко

Организациям, которые находятся под рисками, Гавриленко порекомендовал утвердить политику компании и использовать санкционную оговорку в договорах. Свои советы дала руководитель проектов юрдепартамента Schneider Group Вероника Кочиева. Она перечислила такие меры:

Четкие критерии отбора поставщиков.Заверение контрагента о конечности покупателя.Широкий перечень условий расторжения, фиксирование нарушений.Проверка партнера на предмет реального попадания под действие ограничительных мер.

Многим компаниям может оказаться накладно проверять каждую сделку и каждого контрагента, но здесь нужно оценивать, насколько сделка нужная, сказала Кочиева. По ее словам, проблема «чрезмерного комплаенса» (over-compliance) известна и в Европе, сейчас там думают, как ее решать.

Алгоритм проверки сделки на санкционные риски представил заместитель председателя комитета по правовым вопросам Российско-Германской Внешнеторговой палаты Тарас Деркач:

Кто должен соблюдать санкции (компания, должностное лицо)? Европейские санкции всегда предусматривают прямой или косвенный запрет, разъяснил Деркач. И если поставку решили провести через дочернюю компанию, чтобы избежать запрета, то это обход санкций.Что является предметом сделки?Где исполняется сделка?Кто является контрагентом по сделке?На каких условиях заключается сделка?Как оценить риски и варианты действий по заключенным сделкам при угрозе санкций и в случае их введения?