Юридический маркетинг: подборка книг на любой случай
Во-первых, если юрист сам не чувствует пиар, то никакой специалист и никакие базовые книги ему не помогут, предупреждает старший партнер Pen&Paper Константин Добрынин. Чтобы разобраться в пиаре, я бы порекомендовал в первую очередь не книги читать, а получать практический опыт, говорит советник КА Тарло и партнеры Владимир Крауз.
Для тех, кто все же настроился на специализированную литературу, Мария Ильяшенко, управляющий партнер юрпартнерства Курсив, советует начать с классики юрмаркетинга – «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги» Дэвида Майстера или «Продавая незримое» Гарри Беквита. В первом из рекомендуемых произведений автор не только систематически излагает все аспекты управления такими организациями, но и наряду с общими принципами предлагает описание лучшей практики управления и ясные методики для ее внедрения. Так что эта книга будет интересна не только партнерам, но и рядовым юристам.
А книга Беквита основана на 25-летнем опыте работы автора с тысячами профессиональных бизнесменов. Она не только лаконична и увлекательна, но и главное – содержит сотни практичных и легких для реализации приемов и стратегий. По словам автора, это инструкция к тому, как мыслить, чтобы добиваться серьезных успехов.
Кроме этого, есть неюридические книги, которые позволяют разобраться в тонкостях отдельных маркетинговых мероприятий, говорит управляющий партнер юрпартнёрства Курсив. В частности, «Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий» Наталии Франкель и Дмитрия Румянцева или «Контент, маркетинг, рок-н-ролл» Дениса Каплунова.
Основой основ в области пиара Анна Можаева, PR&Marketing-менеджер ЮФ Инфралекс, называет «Паблик рилейшнз. Что это такое?» Сэма Блэка. Эта книга о правилах делового общения и этике профессионального поведения: о том, как строить отношения со СМИ, органами власти в промышленной и коммерческой областях. Кроме того, Блэк объясняет, как разработать фирменный стиль и воспроизвести его с помощью новейших полиграфических достижений, как организовать выставку или ярмарку и даже вести рекламную деятельность.
А книга «Советник, которому доверяют» Дэвида Майстера, Чарльза Грина и Роберта Галфорда поможет лучше понять самое ценное ощущение, которое должен давать консультант клиенту, подчеркивает Можаева. Это труд трёх ведущих мировых экспертов в области консультирования профессиональных компаний. Авторы приводят множество примеров (из собственной жизни и из опыта своих клиентов – ведущих мировых консалтинговых компаний), иллюстрирующих процесс построения доверительных отношений. Майстер, Грин и Галфорд показывают, что доверие между консультантом и клиентом является ключом к установлению долговременных и плодотворных (для обеих сторон) отношений. И самым подробным образом рассказывают о том, как добиться этого.
Адвокатам Денис Саушкин, управляющий партнер АБ ЗКС, рекомендует ознакомиться со стандартами ФПА (по поведению в СМИ, осуществлению защиты по уголовным делам и т. п.) и обзорами дисциплинарной практики региональных палат.
Что советуют пиарщики:
«Семь навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови;
«Паблик рилейшнз. Что это такое?», Сэм Блэк;
«Продавая незримое», Гарри Беквит;
«Советник, которому доверяют», Дэвид Майстер, Чарльз Грин, Роберт Галфорд;
«Маркетинг Менеджмент», Филип Котлер.
Что советуют юристы:
«Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги», Дэвид Майстер;
«Продавая незримое», Гарри Беквит;
«Маркетинг профессиональных услуг», Майкл Шульц, Джон Дерр;
«Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий», Наталия Франкель, Дмитрий Румянцев;
«Инструменты маркетинга для отдела продаж», Игорь Манн, Анна Турусина, Екатерина Уколова;
«Контент, маркетинг, рок-н-ролл», Денис Каплунов.
Про другие полезные пиар-советы можно будет узнать на конференции «Маркетинг юридической фирмы 7.0», которая состоится 14 февраля 2019 года.