Опоздавшая наследница: ВС объяснил, когда закон важнее отношений
Плохие отношения с наследодателем не являются уважительной причиной пропустить срок на принятие наследства, разъяснил Верховный суд в одном из недавних дел. В нем Ирина Михалина* пыталась получить квартиру и дом, которые оставил ее отец после смерти. Петр Михалин* скончался весной 2016 года, но об этом дочь узнала лишь через год, потому что не поддерживала с ним отношений. Чтобы подать заявление на наследство, закон дает полгода. Как обнаружила Михалина, это успела сделать Вита Кретова*, её тетя. Та оформила наследство на себя и скрыла от нотариуса, что у нее есть «конкурентка» – единственная дочь умершего.
Михалина решила бороться за дом и квартиру в суде. Она потребовала восстановить пропущенный срок на принятие наследства. Дочь объяснила, что у нее были сложные отношения с отцом по его вине. Он ушел из семьи, когда она была еще несовершеннолетней. Он жил в деревне, а сама Михалина – в Москве. Районный суд эти аргументы не убедили, но Мосгорсуд принял решение в пользу дочери. Отношения действительно были сложные, и отец сам не поддерживал связь с ребенком, излагается в определении № 02-6449/2017. По мнению апелляции, Михалина пропустила срок по вине своей тети: Кретова злонамеренно не сообщила нотариусу о племяннице, чтобы завладеть недвижимостью в обход наследника первой очереди. С таким объяснением Мосгорсуд восстановил Михалиной срок на принятие наследства и объявил ее владелицей квартиры и дома.
Это решение отменил Верховный суд. Сложный характер отца нельзя назвать уважительной причиной пропуска срока, потому что он связан с личностью наследодателя (п. 40 постановления Пленума Верховного Суда № 9 от 29 мая 2012 года). Помочь восстановить срок могут лишь те обстоятельства, которые связаны с наследником. Например, его тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и другие серьезные причины, говорится в определении № 5-КГ 18-268. Кроме того, коллегия под председательством Александра Кликушина раскритиковала вывод апелляции о недобросовестном поведении Кретовой. В законе нет норм, которые обязывали бы наследника сообщать нотариусу о других наследниках, отметил ВС. Он оставил в силе решение районного суда, который отказал Михалиной.
Моральные аспекты, формальные отказы и монастырь
Чаще всего наследники пропускают сроки из-за того, что не общаются с наследодателем, говорит Лина Метелина из юрфирмы «Алимирзоев и Трофимов». Восстановить срок можно через суд, который оценивает конкретные обстоятельства в соответствии с принятой практикой. В деле Михалиной можно сказать, что Верховный суд оценивает еще и моральные аспекты поведения наследника, комментирует Сергей Макаров из МКА Град. Если дети не знали о смерти родителей, потому что давно с ними не общались, это оценивается отрицательно, рассказывает адвокат. Он приводит в пример определение ВС по делу № 5-КГ18-80. Человек, который претендовал на наследство после смерти отца в 2015 году, не общался с ним после развода родителей в 1979-м. «Поскольку Верховный суд упомянул этот факт, значит, он имел юридическое значение, – комментирует Макаров. – Требования претендента отклонили, хотя на момент смерти отца он отбывал срок. Кстати, раньше это считалось уважительной причиной».
Вице-президент КА Ивановы и партнеры Ксения Иванова другого мнения. В законе не написано, что принятие наследства зависит от отношений наследодателя и наследника, насколько они были близки, как часто общались, перечисляет адвокат. «Судя по определению Верховного суда, в деле не было доказательств, что дочь знала или могла узнать о смерти отца». Еще Иванова обратила внимание на поведение тети истицы. С одной стороны, закон действительно не обязывал ее сообщать нотариусу о племяннице. С другой стороны, Кретова действовала с намерением причинить вред Михалиной, рассуждает Иванова.
Самые частые ошибки в принятии наследства перечислила Метелина:
наследство не принимается из-за того, что нет правоустанавливающих документов (наследники тратят много времени, чтобы их собрать и восстановить);формальные отказы нотариусов, хотя заявление подано в срок (в этом случае Метелина советует требовать письменный отказ, отправить заявление по почте или обратиться к другому нотариусу);наследники полагаются на своих представителей, а те бездействуют;наследники могут считать достаточным, что они зарегистрированы и живут в квартире или что они приняли личные и бытовые вещи наследодателя.В последнем случае часто считают, что факт владения поможет восстановить срок на принятие наследства. Но это не так: если человек завладел вещами, значит, он знал, что наследство открыто. Здесь восстановить срок нельзя, но есть возможность подать другой иск – о признании факта принятия наследства, подсказывает Иванова. Самый простой и распространенный случай – когда наследник продолжает жить в квартире, оплачивать «коммуналку» и прочие расходы. Подтвердить факт принятия наследства могут платежные документы и другие доказательства того, что человек поддерживал имущество в достойном состоянии, а также показания свидетелей, говорит Метелина.
* – имена и фамилии изменены редакцией.