Жертвы преступлений
По данным МВД, в январе – ноябре 2018 года зарегистрировано 1,8 млн преступлений, что на 4,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 27 субъектах федерации, снижение – в 58 субъектах. «Однако заявлять о фактическом снижении общественно опасных деяний нельзя из-за декриминализации ряда преступлений», – уверен исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений Матвей Гончаров. Опрос ВЦИОМ показал: 49% пострадавших от преступлений не обращались за помощью в правоохранительные органы, чаще всего потому что считали их неспособными помочь.
В России ежегодно более 10 млн человек становятся пострадавшими от преступлений, притом половина из них не обращается в полицию, а пытается восстановить справедливость самостоятельно, вплоть до самосуда. Более 10% правонарушений совершаются теми, кто ранее был жертвой преступления.
Программы помощи
В мире есть тысячи программ бесплатной помощи пострадавшим от преступлений – от услуг слесарей, вставляющих замки после квартирных краж, до психологических курсов для жертв сексуального насилия. Например, в Британии действует «Схема помощи жертвам террористических актов, совершенных за рубежом» (The Victims of Overseas Terrorism Compensation Scheme), – из ее средств производятся выплаты пострадавшим в терактах. В Канаде существует «Программа помощи потерпевшим и свидетелям» (Victim/Witness Assistance Program), члены которой предоставляют переводчика, помогают заполнить заявление в полицию, подготовиться к выступлению в суде, получить копии документов. В Австралии есть «Программа поддержки потерпевших» (Victims support scheme), благодаря которой жертвы преступлений могут получить юридическую помощь на всех стадиях судебного процесса и при обращении в госорганы, кризисную психологическую консультацию и финансовую поддержку.
В Европе действует Европейская ассоциация поддержки потерпевших (Victim Support Europe), которая объединяет неправительственные организации 28 стран. Нашу страну в ассоциации представляет Фонд поддержки пострадавших от преступлений. В прошлом году председателя фонда Ольгу Костину избрали в исполнительный совет ассоциации. Фонд добился принятия 432-ФЗ о совершенствовании прав потерпевших в уголовном судопроизводстве – этот закон обеспечивает господдержку потерпевших и их близких, определяет принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и интересов, а также основы государственной политики в этой области. Сейчас фонд реализует проект «Безопасное долголетие», который направлен на правовую защиту и просвещение пенсионеров для снижения риска стать пострадавшими.
Проблемы потерпевших
Несмотря на все усилия государственных и некоммерческих организаций, потерпевшие по уголовным делам все еще остаются одной из самых незащищенных групп лиц. Достаточно просто отметить, что среди обращавшихся в правоохранительные органы пострадавших 17% признались, что сотрудники полиции пытались отговорить их от подачи заявления (по данным ВЦИОМ).
Уведомление о принятом процессуальном решении
Если пострадавший все-таки подал заявление о преступлении, у следователя (дознавателя) есть максимум 30 суток на его проверку. По прошествии этого времени следователь (дознаватель) должен принять процессуальное решение и в течение 24 часов уведомить о нем заявителя (ч. 4 ст. 148 УПК). При этом, если ГПК, АПК, КАС и КоАП допускают отправку извещений только с использованием средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручения адресату (по факсу, заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой), в УПК порядок и способ уведомления не указан. «Когда заявитель не получает в срок ответ и обращается с жалобой в суд, сотрудники полиции заявляют, что отправляли письмо, но оно потерялось на почте. Поскольку письмо без номера отслеживания и уведомления о вручении найти сложно, а проверить факт его отправки невозможно», – рассказал Гончаров.
Аналогично в УПК не указаны порядок и сроки уведомления потерпевшего о приостановлении предварительного следствия (ст. 209 УПК), в связи с чем возникают те же проблемы. «На практике следователи и дознаватели подходят к этому формально, что нарушает права потерпевших, лишает их возможности оспорить указанное решение в разумные сроки», – сообщил адвокат, партнер АБ Кирилл Махов. «В материалах уголовного дела обязательно будет уведомление, однако это не значит, что оно дойдет до адресата. Причина – плохая работа почты или забывчивость следователя. Поэтому заинтересованным лицам приходится самим контролировать сроки: звонить, писать, узнавать о принятом процессуальном решении», – отметила юрист практики уголовно-правовой защиты бизнеса Анжела Гламаздина. Эксперты сошлись во мнении, что нужно внести изменения в ст. 209 УПК, дополнив ее указанием на конкретный срок уведомления, либо изменить ведомственные акты.
Все, что касается уведомлений о принятых процессуальных решениях, – это одна сплошная проблема. Я в своей практике еще ни разу своевременно не получал уведомлений о продлении сроков и о приостановлении следствия.
Ознакомление с материалом проверки
Материалы проверки сообщения о преступлении находятся у следователя (дознавателя). Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции, органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Тем не менее на практике заявители часто получают отказ в ознакомлении с материалами проверки. Обычно он мотивирован тем, что при ознакомлении может произойти раскрытие персональных данных, что запрещено законом. Сотрудники полиции также напоминают, что не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы для ознакомления (ч. 5 ст. 30 закона о полиции). Естественно, не ознакомившись с материалом проверки, невозможно оценить, насколько всесторонне и полно она проведена, – что также нарушает права пострадавших.
Ходатайства лиц, подавших заявление о преступлении
Во время проверки сообщения о преступлении пострадавший не может подавать следователю (дознавателю) ходатайства о выполнении конкретных процессуальных действий (ст. 120 УПК). «На мой взгляд, указанное положение существенно и необоснованно ограничивает права пострадавших. Считаю необходимым внести изменения в ст. 120 УПК, дополнив ее указанием на возможность заявлять ходатайства в ходе проведения проверки сообщения о преступлении», – отметил Махов. «Было бы хорошо наделить заявителей правами давать объяснения, предоставлять документы, ходатайствовать о производстве проверочных и неотложных следственных действий, знакомиться с материалом проверки, обжаловать действия и бездействие», – считает Тузов.
Права и процессуальный статус лица, сообщившего о преступлении, в УПК никак не урегулирован, что создаёт дополнительные трудности при формальном подходе правоохранительных органов. Для устранения этой проблемы нужно придать заявителю особый процессуальный статус и ввести его в гл. 15 УПК.
Проверка постановления об отказе в возбуждении уголовного дела
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору, который должен проверить его законность (ч. 4 ст. 148 УПК). Однако УПК не устанавливает срок, в течение которого органы дознания и предварительного следствия обязаны предоставить прокурору материалы проверки по сообщению о преступлении. При этом только после поступления этих материалов прокурору последний должен принять по нему процессуальное решение (ч. 6 ст. 148 УПК). Соответственно, пока у прокурора нет материалов, срок для принятия решения не течет. «На практике прокурор начинает проверку законности принятого решения после получения жалобы от пострадавшего, которая не поступит, пока заявитель не получит копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Это нарушает основополагающие права граждан, закрепленные в ч. 2 ст. 24 и в ст. 53 Конституции, и препятствует обжалованию незаконных решений», – считает Гончаров.
По статистике Генпрокуратуры, подавляющая часть постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется самими прокурорами. «Обычно прокурор получает жалобу на незаконно вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, запрашивает материалы проверки, в течение пяти дней после их получения проверяет обжалуемое постановление и отменяет его в порядке надзора, а затем выносит постановление об отказе в удовлетворении жалобы, ведь обжалуемое постановление к этому моменту он уже отменил. В итоге незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор фактически не проверяет до поступления жалобы. После ее поступления прокурор признает жалобу необоснованной для улучшения показателей собственной работы», – рассказал Гончаров.
Компенсация потерпевшим
Ст. 52 Конституции гарантирует право потерпевшим на компенсацию причиненного ущерба. Компенсация вреда не является безусловной обязанностью виновного и производится только при наличии обвинительного приговора. Потерпевший не может рассчитывать на компенсацию, если преступник не установлен или скрывается от следствия.
Чтобы возместить причиненный имуществу вред, следователь (дознаватель) обязан принять меры по установлению имущества подозреваемого или обвиняемого (ст. 160.1 УПК). Соответственно, если вред причинен не имуществу, а здоровью, то следствие не обязано принимать меры к установлению и аресту имущества – это уже происходит в рамках гражданского процесса (ст. 44 УПК). Однако если следователь в максимально короткий срок не разыскал и не арестовал имущество подозреваемого (обвиняемого), к моменту заявления гражданского иска это имущество уже может быть продано.
Правозащитники предлагают разработать государственный механизм возмещения потерпевшему вреда, закрепить методику определения стоимости человеческой жизни, виды и размеры государственной компенсации. Это позволит снизить социальную напряженность, поскольку обеспечит реальную поддержку пострадавших, повысит уровень доверия граждан к правоохранительным органам и судам, позволит ратифицировать ряд международных документов. «Мы предлагаем создать Национальный фонд поддержки потерпевших от преступлений, за счет средств которого и выплачивать компенсации», – заявил Гончаров.