Как назвать нарушение
Активные обсуждения вызвал законопроект № 416226-7, который Госдума уже приняла в первом чтении осенью прошлого года. Новелла усиливает административную ответственность за повторное самовольное подключение к сетям инфраструктуры и использование энергетических ресурсов. По новым правилам гражданам придется заплатить за такое нарушение от 15 000 до 30 000 руб., должностным лицам – от 80 000 до 200 000 руб., а для компаний штраф составит от 200 000 до 300 000 руб.
Депутат ГД Олег Быков предложил исключить из текста законопроекта встречающееся там понятие «несанкционированное подключение», так как в текстах законов применяется иной термин – «самовольное подключение». По словам парламентария, это необходимо, чтобы исключить неоднозначность терминологии и не затруднять толкование инициативы. Представитель Минэнерго поспорил, что в правительственных актах по обсуждаемой теме используется именно слово «несанкционированное». Быков в ответ заметил, что нужно исходить все же из той терминологии, которая есть в КоАП. Да, в законодательных актах есть только слово «самовольная», подчеркнул глава комитета Павел Крашенинников и добавил, что в таких ситуациях надо отталкиваться именно от федерального законодательства. В итоге проект одобрили ко второму чтению с учетом поправки Быкова.
Единодушно поддержали депутаты Госдумы и инициативу, которая вводит административную ответственность за сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. Этот документ разработан правительством, которое предлагает наказывать и за включение недостоверных сведений в акт лесопатологического обследования. Подобные подтасовки бумаг на практике помогают злоумышленникам вырубать здоровый лес.
Посредники для мигрантов
А вот законопроект по поводу усиления ответственности за организацию незаконной миграции вызвал споры. Инициатива принадлежит Мосгордуме. На комитете ее представитель, депутат Ирина Святенко, указывала на необходимость наказывать более сурово за такие преступления, которые совершаются с использованием служебного положения. По ее словам, сейчас посредники в незаконной миграции не несут никакой ответственности за это: «Практика Мосгорсуда говорит о том, что ни один из них в 2017–2018 годах не понес наказания». Она пояснила, что под посредниками авторы инициативы понимают специалистов, которые оказывают услуги по оформлению справок, необходимых для оформления трудового патента.
Депутат Госдумы Ирина Белых усомнилась в необходимости вводить в норму такой термин, как посредничество: «Правовое управление Думы и Верховный суд тоже против». Но концептуально она поддержала инициативу Мосгордумы: «Надо усилить наказание для должностных лиц».
Сергей Иванов, другой член комитета, тут же заметил, что «так и адвокатов, которые консультируют мигрантов, будут привлекать к ответственности за посредничество». Святенко в ответ попросила парламентария «не передергивать». В итоге члены комитета концептуально поддержали проект для принятия в первом чтении, попросив его доработать ко второму чтению.
Законопроект №563272-7 «О внесении изменений в статью 322.1 УК и статью 150 УПК».
Защита животных и интеллектуальных прав
Замминистра юстиции Вадим Федоров представил поправки в ст. 258.1 УК («Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу»), которые усиливают ответственность правонарушителей. Во-первых, документ предлагает добавить в этот уголовный состав новый квалифицирующий признак – группа лиц по предварительному сговору. Авторы инициативы предлагают также усилить наказание в виде принудительных работ и лишения свободы на срок до четырёх лет вместо действующего трёхлетнего срока. Благодаря таким изменениям такие преступления будут отнесены к категории средней тяжести, подчеркнул Федоров. Члены комитета поддержали эту инициативу и решили рекомендовать законопроект к первому чтению.
Без лишних обсуждений члены комитета одобрили и законопроект, который предлагает решить конфликт между тремя и более правообладателями одного объекта, если они не могут договориться по поводу совместного использования. Действующее законодательство требует единогласного одобрения, а это грозит «дедлоком», тупиком, если кто-то из голосующих не согласен с общим решением. Законопроект говорит, что в этом случае достаточно большинства голосов. Таким образом два правообладателя могут «обойти» несогласие третьего. Ранее на Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте раскритиковали эту поправку.
Законопроект № 653568-7 «О внесении изменений в статью 258.1 УК РФ».