«Вы сказали, что все хорошо будет»: как юристов и журналистов задерживали в центре Москвы
Праздник в автозаке
Желающие принять участие в акции начали собираться в районе Чистых прудов утром. К полудню там собралось несколько сотен человек по соседству с сотрудниками правоохранительных органов. Задержания могли начаться еще до начала марша, но полицейские допустили ошибку в отчестве журналиста Ильи Азара:
После того как люди начали идти в сторону Мясницкой улицы, начались задержания. Сотрудники Росгвардии и ОМОНовцы выборочно выхватывали из толпы людей – в основном тех, кто был одет в майки с надписями в поддержку Ивана Голунова. Выглядело это примерно так:
Несколько типичных задержаний pic.twitter.com/55QHMW74jk
— Meduza (@meduzaproject) 12 июня 2019 г.Позже правоохранителям удалось «разбить» шествие на группы. Но акция продолжалась еще несколько часов, как и задержания, которые со временем стали жестче: сотрудники применяли дубинки, собравшихся (и полицейских) поливали водой.
По данным «ОВД-Инфо», всего в День России в Москве задержали 549 человек. Среди них – политик Алексей Навальный, порядка 40 журналистов (им не помогали ни пресс-карты, ни редакционные задания) и несовершеннолетние. В конце дня столичное управление МВД отчиталось: всех задержанных отпустили, кроме четырех человек (по информации «ОВД-Инфо», на ночь осталось пять человек).
Журналиста Евгения Берга задержали в тот момент, когда он разговаривал по телефону с заместителем мэра Москвы по вопросам региональной безопасности Александром Горбенко (11 июня именно Горбенко отказывался согласовывать марш в поддержку Голунова). «Медуза» привела расшифровку их разговора:
– Вот Вы вчера сказали, что все хорошо будет. Как же так? Прямо сейчас на моих глазах людей в саду «Эрмитаж» винтят за то, что они с мороженками стоят! На Страстном бульваре винтят, на всех бульварах. Жесткие задержания. Простых людей без плакатов, без всего. Как же так?– Сейчас посмотрим, чего там. Без плакатов, без ничего?– Вообще без ничего. Прямо в «Эрмитаже» сейчас. Вот сейчас меня винтят. [Обращается к полицейскому]. Слушайте, я с вице-мэром разговариваю! [Обращается к Горбенко]. Вот прямо сейчас меня винтят. Вот меня задержали. Хотя я просто стоял. Не хотите поговорить с господами полицейскими, Александр Николаевич? [Евгения Берга увели в автозак].
Среди задержанных были и юристы. Сергей Будылин, советник АБ «Бартолиус»:
Юрист Института права и публичной политики Наталья Секретарева:
Илья Шуманов, заместитель генерального директора Transparency International:
Илью Азара, которому зачитывали предостережение прокуратуры еще до начала акции, все же задержали, но к вечеру отпустили.
Кто помогал задержанным?
Рамиль Таймасов и Игорь Зубер – адвокаты АП Москвы, а также партнер АБ «Мусаев и партнеры» Шамиль Яндарбаев.
Алексей Глухов, глава юридической службы «Апологии протеста»:
<span class="fr-marker" data-id="0" data-type="true" style="display: none; line-height: 0;"></span><span class="fr-marker" data-id="0" data-type="false" style="display: none; line-height: 0;"></span>
История смешная, ситуация страшная
Некоторые из задержанных рассказали о своем общении с сотрудниками правоохранительных органов:
Еще один диалог с сотрудником полиции произошел у сотрудника «Новой газеты»:
– Вы показываете только верхушку того, что происходит, – заявил сотрудник ОМОНа корреспонденту.– Силовые ведомства очень закрыты, вы не показываете нам больше этой верхушки, – ответил тот.– Я как человек частично с вами согласен.
А в ОВД Покровское-Стрешнево на одного из задержанных составили протокол за то, что он выкрикивал антиправительственный лозунг: «Иван Голунов». Об этом сообщили «Открытые медиа»:
Позднее история с протоколом получила развитие: по информации все тех же «Открытых медиа», сотрудники полиции начали «экстренно» исключать из протоколов фразу про антиправительственный лозунг «Иван Голунов».
С чего все начиналось
Вот краткая хронология событий, предшествовавших протестной акции 12 июня:
6 июня, четверг. В Москве полицейские задерживают журналиста Ивана Голунова, но об этом пока никто не знает.7 июня, пятница. Утром информация о задержании Голунова появляется в СМИ. Днем, вечером и ночью того же дня журналисты пикетируют у здания ГУ МВД Москвы. Есть задержанные, но всех отпускают без составления протоколов.8 июня, суббота. Голунову предъявляют обвинения, суд отправляет его под домашний арест (хотя следствие просило о заключении в СИЗО). Во время заседания несколько сотен человек поддерживают журналиста около здания суда. Есть задержанные.10 июня, понедельник. «Ведомости», «Коммерсант» и РБК выходят с одинаковыми первыми полосами, посвященными Голунову. Поддерживающие коллегу журналисты призывают выйти на марш в поддержку Голунова 12 июня.11 июня, вторник. Инициаторы марша весь день безуспешно пытаются найти общий язык в том числе и с мэрией Москвы относительно маршрута и даты шествия. Ближе к вечеру министр внутренних дел Владимир Колокольцев объявляет о прекращении уголовного преследования Голунова. Марш 12 июня под вопросом: многие все еще собираются выйти на улицу; руководство «Медузы», с которой сотрудничает Голунов, призвала в этот день «немного выпить» и провести согласованную акцию в Москве «в ближайшие дни».В итоге люди на улицу все же вышли, но пройти по запланированному маршруту от станции метро «Чистые пруды» до здания ГУ МВД на Петровке у них не получилось.
«Право.ru» подробно разбирало дело Ивана Голунова – читайте наши материалы «Задержание журналиста Ивана Голунова: как заводят наркотические дела», «Эффект Голунова: домашний арест, экспертиза и поддержка коллег», «По ком звонит КОЛОКОЛьцев»: как юристы отреагировали на освобождение Голунова».