Судьи ВС рассказали, как будут работать новые уголовные кассации
«Сейчас система криминального правосудия переживает не лучшие дни, – заявил судья Верховного суда Индии Шах Расибхаи Мукеш. – Суды должны вселить в людей уверенность, что правосудие работает должным образом, повысить доверие к судебной системе. Надо обеспечить соблюдение прав и потерпевшего, и подсудимого». Право обжаловать судебный акт не только дает возможность восстановить нарушенные права, но еще помогает обнаружить и устранить недостатки в деятельности судов, добавил председатель Верховного суда Республики Таджикистан Шермухаммад Шохиён. За последние три года более 10% надзорных протестов и жалоб по уголовным делам передали на рассмотрение судов надзорных инстанций, сообщил Шохиён.
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев поделился, что с 1 октября 2019 года в России заработают новые апелляционные и кассационные суды: «Как раз кассационные суды и будут рассматривать жалобы на приговоры, вступившие в силу. Мы ориентируемся на то, чтобы обеспечить всестороннюю и полную защиту прав лиц, которые будут обжаловать приговоры в этих судах. В новых инстанциях они лично смогут выразить свою позицию».
Президент уже назначил 14 председателей в новые суды, и они активно взялись за дело. С подготовкой зданий всё более успешно, чем с кадрами. Это связано с тем, что мы стремимся найти сдержанных, вдумчивых, сугубо профессиональных юристов с безупречным поведением.
По словам судьи ВС РФ Ирины Кочиной, кассационную инстанцию надо было отделить от нижестоящей, чтобы оградить судей от влияния как со стороны председателей судов, так и со стороны иных структур. За кассационными судами закреплены достаточно широкие полномочия. Так, они вправе смягчить положение не только лица, в отношении которого ставится вопрос о пересмотре судебного решения, но и в отношении других осуждённых.
«Сейчас ВС РФ работает над проектом постановления Пленума, в котором будут даны разъяснения по вопросам применения новых уголовно-правовых положений. В части оснований для пересмотра судебных решений в нем предлагается отойти от жесткого деления на вопросы факта и права. Это позволит избежать излишнего формализма. Законом установлен запрет на внесение повторных кассационных жалоб. Тем не менее в проекте постановления Пленума разъясняется, что эти положения не могут рассматриваться в качестве препятствия для выявления и устранения ошибок», – отметила Кочина. По ее мнению, такое разъяснение соответствует правовой позиции Конституционного суда о том, что судопроизводство не отвечает критериям права на справедливое судебное разбирательство, если вышестоящий суд лишен возможности в интересах осуждённого исправить судебную ошибку.
В ближайшей перспективе кассационная стадия станет уже не исключительной, а вполне обычной стадией уголовного процесса.
Как у них происходит обжалование в уголовных делах, рассказали судьи из Средней Азии. В Киргизии кассация проверяет законность решения судов, то есть только вопросы права, но не факта. «Закон допускает отзыв кассационной жалобы до того, как судья удалился в совещательную комнату. Кассационное производство прекращается. Это новелла законодательства», – рассказал судья Ысык-Атинского районного суда Чуйской области Марат Канулькулов. В Узбекистане, если суд первой инстанции допустил нарушения, кассация отменяет приговор и сама принимает новый. «Суд надзорной инстанции вправе допросить свидетелей, экспертов, специалистов. Жалобы, не соответствующие закону, возвращаются из надзорной инстанции без рассмотрения. Определения судебной коллегии Верховного суда Узбекистана могут быть обжалованы в Президиум», – сообщила судья Верховного суда Республики Узбекистан Нодира Бобохонова. По ее словам, сейчас в стране работают над новой редакцией УПК.