Практика
27 августа 2019, 16:02

Ускорение работы Роспатента увеличило патентное давление на бизнес

На бумаге показатели работы ведомства уверенно растут. Новые товарные знаки и патенты с каждым годом регистрируют все быстрее. Но на практике для представителей бизнеса это приводит к лишним проблемам: появляются схожие бренды, за которые приходится судиться. Мнения экспертов разделились: одни уверены, что это общемировая тенденция, а другие полагают, что существующая процедура регистрации товарных знаков и патентов нуждается в реформировании.

Регистрировать побольше

За прошедшие шесть месяцев количество заявок о регистрации товарного знака выросло на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в текущем году ведомство удовлетворило почти на четверть больше таких заявлений.

Главным рекордсменом по числу заявок на регистрацию оказалось наименование места происхождения товара (НМПТ). На 80% чаще стали обращаться в ведомство с просьбой об оформлении прав на НМПТ. С января по июль 2019-го зарегистрировали почти в три раза больше наименований, чем за такой же период 2018-го. При этом, как отмечает Роспатент, количество экспертиз также увеличилось более чем в два раза. Ведомство связывает это с поручением спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. В январе 2018-го года председатель верхней палаты парламента выдала сенаторам предписание в течение года зарегистрировать как минимум один местный бренд в своем регионе. 

Регистрировать побыстрее

По итогам первого полугодия сроки рассмотрения заявок снизились по всем объектам интеллектуальной собственности. Значительнее всего – более чем на 70% – сократились сроки рассмотрения заявок на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных. Более 50% составило сокращение сроков рассмотрения заявок на регистрацию полезных моделей. Заявки на изобретения в этом году Роспатент рассматривает на 28,6% быстрее.

2 недели: компьютерная программа (в два раза быстрее прошлогоднего аналогичного показателя);1,5 месяца: полезная модель (в первой половине 2018-го это занимало в два раза больше времени);4,5 месяца: промышленный образец;6 месяцев: товарный знак, самый сложный объект – изобретения.

В цифровой экономике, в условиях динамично меняющихся рынков время играет важнейшую роль для получения и достижения конкурентных преимуществ. Как в сферах оказания услуг и производства товаров, где нужны товарные знаки, так и в технологических, научных сферах, откуда приходят заявки на получение патентов. Прогресс в этом направлении крайне важен для создателей интеллектуальной собственности: бизнеса, исследователей, ученых и изобретателей.

Григорий Ивлиев, глава Роспатента

Однако не все эксперты солидарны с Ивлиевым, по их мнению, статистика говорит о том, что от сокращения сроков рассмотрения заявок страдает качество экспертизы, которую проводит Роспатент. Так, согласно отчету Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) за прошлый год, Роспатент является лидером по доле удовлетворенных патентных заявок – более 75%. Например, в Германии, Индии, Великобритании и США эта цифра составляет менее 50%.

Косвенно такая статистика свидетельствует о том, что Роспатент регистрирует патенты, которые в других странах не считают охраноспособными, говорит омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. Подобная ситуация приводит к тому, что растет количество товарных знаков, которые аннулируют уже через год или два после их регистрации.

Товарные знаки, зарегистрированные практически одновременно на разных владельцев:

– Olimp и Olymp в классе 05 (фармацевтические препараты);

– Reima и Raima в классе 25 (одежда, обувь);

– Niko и Nikko в классе 28 (игрушки и спортивные товары).

Руководитель одной из крупных патентных фирм признает, что количество дорогой работы (аннулирование сходных знаков в палате) становится больше: «Для бизнеса это плохо и тяжело. Не все готовы и могут оплачивать наши счета, особенно когда знаков нарегистрировали много». По его словам, предприниматели идут в фирмы поменьше, где менее квалифицированные специалисты зачастую делают ошибки при подаче возражений, что позволяет Роспатенту отказывать в возражениях: «Знаки сохраняются, что позволяет нарушителю использовать их, нарушать права раннего правообладателя». И для крупного бизнеса, и для мелкого такая ситуация проблематична, так как у одних нет запланированного бюджета на борьбу с такими знаками, а у других нет денег, добавляет юрист. 

Рынок требует единообразия

Антон Банковский, партнер CMS Russia, говорит, что в ходе их взаимодействия с Роспатентом по регистрационным вопросам они не сталкивались с проявлениями крайней неэффективности: «В целом процедура соответствует закону и подзаконным актам, её можно назвать достаточно эффективной». Дальнейшее сокращение сроков рассмотрения и регистрации товарных знаков, с одной стороны, является предпочтительным вектором развития, констатирует эксперт: «Так как повысит привлекательность регистрации брендов». С другой – вызовет тревогу, если будет происходить за счёт снижения качества экспертизы, добавляет Банковский. Его коллега, юрист CMS Russia Владислав Елтовский, отмечает, что в определенных процедурах Роспатента им хотелось бы видеть меньше излишнего формализма: «Например, когда из-за несоответствия почтового индекса затягиваются сроки регистрации».

Источник в самом ведомстве, пожелавший остаться неназванным, уже сейчас говорит об общем снижении требовательности в угоду скорости обработки заявок. Так, в последние два-три года Роспатент при рассмотрении заявок перестал принимать во внимание обращения третьих лиц. Эксперты ведомства перестали проводить изыскания в интернете и ссылаться на информацию об открытом использовании. Получается, что сегодняшнюю политику Федеральной службы по интеллектуальной собственности можно сформулировать так: как можно быстрее зарегистрировать товарный знак, а с нюансами будем разбираться в палате по патентным спорам. Бизнес от такой политики проигрывает.

Анатолий Семенов не исключает, что причиной гонки за количеством регистраций товарных знаков и патентов являются неправильные показатели KPI ведомства: «Создается иллюзия своей повышенной востребованности: чем больше зарегистрируешь, тем больше и отменишь потом, госпошлину соберешь несколько раз». Вместе с тем никакой ответственности за незаконную регистрацию неохраноспособных обозначений и патентов ведомство не несет, констатирует эксперт. Есть только некоторые риски получить взыскание судебных расходов, но с учетом крайне заниженной практики их удовлетворения это не выступает сдерживающим фактором для Роспатента, говорит Семенов. К тому же источники экспертов в ведомстве косвенно подтверждают фактор общего снижения требовательности в угоду скорости обработки заявок. 

Несмотря на то что работа ведомства становится лучше, она еще далека от совершенной, утверждает Александра Курдюмова, старший партнер Versus.legal. Возможно, это связано с загрузкой госоргана, предполагает юрист: «За последнее время заметно возрос интерес бизнеса к защите интеллектуальной собственности и увеличилось количество заявок». По ее словам, нужно, чтобы эксперты больше вникали в специфику конкретной заявки и сферы, а самому Роспатенту стоит максимально избавляться от рутинных задач за счет автоматизации процессов: «Надо больше времени уделять обучению экспертов, обмену опытом с международными ведомствами, набирать все больше активных специалистов нового поколения, увлеченных сферой интеллектуальной собственности». Самая большая проблема сейчас – это непредсказуемость в работе госоргана, констатирует Курдюмова: «Нет единых правил игры ни для бизнеса, ни для юристов. Очень многое зависит от субъективного усмотрения конкретного эксперта Роспатента и его квалификации». Поэтому рынок требует единообразия, единства подходов и практики применения, резюмирует юрист.