Чиновники и бизнес обсудили, как меньше загрязнять окружающую среду
На пленарном заседании докладчики обсудили общие подходы государства и бизнеса к решению экологических проблем производства. Природу долгое время считали лишь неиссякаемым источником ресурсов, но это время прошло, заявила зампред Госдумы Ольга Епифанова. Пришла пора более ответственного и осознанного отношения, пришло понимание, что «нельзя быть здоровым в больной среде», сказала она. Наступает эра цивилизованной экологии: компании сами начинают следить за своими производствами, написал в своём приветственном слове вице-премьер РФ Алексей Гордеев.
Бизнесу – современное регулирование
Современный подход промышленности к окружающей среде нельзя представить без наилучших доступных технологий (НДТ). Это наиболее экологичные способы производства из всех технически возможных. Чтобы бизнес их внедрял, нужны не наказания, а стимулы, заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он перечислил аспекты, которые ещё не урегулированы нормативно: требования к автоматическим системам контроля выбросов, порядок применения льгот по налогам и сборам для экологически чистых производств и так далее. «Предприятия ставят счётчики «с опережением» на свой страх и риск, потому что требований к ним ещё нет», – прокомментировал председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы Владимир Бурматов. По его словам, поскольку требований нет, могут потребовать снять и установить какие-то другие. «Это нормально? Нет. Движение должно быть с обеих сторон», – заявил Бурматов. Шохин также призвал пересмотреть некоторые требования, сделать их более актуальными и современными. Например, согласно некоторым нормативам, качество сбрасываемой воды должно быть «как в аквариуме». «Можно хотя бы на качество питьевой воды ссылаться, а не рыбохозяйственной», – убеждал Шохин. Он также считает нужным отсечь «регуляторной гильотиной» дублирующие друг друга требования.
«Нужно ли принуждать бизнес – это неправильная постановка вопроса, ведь бизнесмены – люди, они тоже заинтересованы в благоприятной экологической обстановке», – высказал мнение замминистра природных ресурсов и экологии Владимир Логинов. Он рассказал о том, какие меры предпринимаются для сокращения избыточного регулирования, и о других аспектах экологической политики.
Разрешения и экспертизы
О комплексных экологических разрешениях рассказал начальник управления государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Росприроднадзора Владимир Чернышев. Их цель – заменить многочисленные документы одной бумагой. Разрешения получат предприятия первой и по желанию второй категории. Они смогут уменьшить свои платежи в бюджет. По словам Чернышева, много производств уже сейчас соответствуют требованиям и не требуют доработок.
В то же время в процедуре выдачи таких разрешений есть недостатки. Главный – это длительность процедуры. Так считает ведущий инженер отдела оценки воздействия на окружающую среду департамента проектных работ ООО «Институт Гипроникель» Анжелика Князева. Межведомственные согласования, государственная экологическая экспертиза и другие мероприятия могут занимать много времени. Тем более некоторые этапы могут выполняться только последовательно, добавила Князева.
Проблемы государственной экспертизы и пути их решения осветила Ольга Плямина, член рабочей группы по вопросам государственной экологической экспертизы Научно-технического совета при Росприроднадзоре. Одна из проблем – нехватка экспертов. Чтобы её избежать, Плямина предложила сформировать пул федеральных экспертов. Другая проблема – субъективность решений экспертов, которые оценивают комплектность документов, подаваемых на экспертизу. Бороться с этим помогут чёткие требования к такой оценке, считает Плямина. Также она предложила внедрять электронный документооборот. В частности, дать заявителям возможность узнавать на сайте, на какой стадии находится их дело.
Экология и бизнес
Об эксперименте про квотирование выбросов рассказал директор НИИ «Атмосфера» Олег Марцынковский. Суть эксперимента – уменьшить загрязнение воздуха в 12 промышленных центрах, таких как Братск, Красноярск, Череповец. До ноября 2019 года сохраняет силу заказ Минприроды на разработку предложений к различным ведомственным регламентам. Например, это правила проведения сводных расчётов загрязнения воздуха, квотирования выбросов, мероприятий по уменьшению выбросов. Предыдущая версия последних правил датируется 1989 годом, рассказал Марцынковский. Из этого он вывел методологическую проблему регулирования: эксперт считает, что надо наладить работу по системному пересмотру регламентов раз в несколько лет. Одни актуализировать, другие отменять как устаревшие и т. д., пояснил Марцынковский.
«Состоится ли эксперимент? Я думаю, что да», – такое мнение высказал директор ФГБУН «Институт проблем промышленной экологии» Андрей Недре. Он перечислил главные выгоды квотирования для бизнеса. В их числе – снижение политического и общественного давления. «Раньше мы мечтали, чтобы бизнес не назначали главным виновником загрязнения атмосферы, – выступал Недре. – А теперь, если измерить, получится, что есть ещё и транспорт, и домовладения». Бизнес сохранит свободу выбора, как именно модернизировать производство, сможет планировать и добиваться увеличения квоты. Кроме того, появятся новые возможности для диалога с населением городов. Можно составлять карты загрязнений воздуха до/после эксперимента.
Квотирование несёт и риски для бизнеса. Например, квоту могут отдать кому-то ещё. Или рассчитанная Росприроднадзором квота может отличаться от цифры, полученной в результате неправомерных расчётов или подлога. «Но если расчёты изначально правильные, то бояться нечего, – обнадёжил Недре. – Считаю, что плюсов для бизнеса больше, чем минусов».
О важности сотрудничества государства и бизнеса говорил вице-президент ГМК «Норильский никель» Дмитрий Пристансков. По его мнению, в сфере экологии нельзя добиться всех целей с помощью только государственных программ. Пристансков рассказал, как компания сотрудничает с органами госвласти и заключает с ними соглашения с целью сокращения промышленных выбросов. Примером может служить «серный проект», который должен помочь сократить выбросы диоксида серы в заполярном филиале компании на 75% к 2023 году. Пристансков рассказал об экологическом направлении работы «Норникеля».