За три последних года в России приняли почти 1500 новых законов. За таким количеством нововведений тяжело уследить не только рядовому гражданину, но даже и юристу. Хотя профессионал должен знать как минимум те поправки, которые затронут интересы его клиентов. На практике не все специалисты следят за этим, что приводит к смешным, а порой и грустным ситуациям.
Оказались не готовы
С 1 октября 2019 года представитель организации в суде должен предъявлять диплом о юридическом образовании вместе с доверенностью и паспортом при проверке полномочий. В первый день работы новых правил не все оказались к ним готовы. Виктория Велюга, юрист , вспоминает, что не повезло её оппонентам – двум девушкам, одна из которых не взяла «корочку»: «Было очевидно, что выступать будет именно она, поэтому, когда попросили подтвердить свою квалификацию, девушка растерялась от неожиданности». В итоге пришлось участвовать в процессе представителю, который изначально собирался действовать в роли помощника.
Кроме того, 1 октября некоторые суды требовали дипломы даже у тех, кого допустили в дела ещё до вступления в силу процессуальных поправок. Партнёр Денис Быканов рассказал, что с таким подходом столкнулась его коллега в 9-м ААС: «Она показала копию своего диплома с экрана своего телефона, а представитель другой стороны не смог ничего продемонстрировать, поэтому его не допустили до участия в процессе и оставили в качестве слушателя». Самое смешное, что оппонент попытался возражать по поводу предъявления копии диплома с телефона, говорит юрист: «Судья попросила прекратить такие высказывания со стороны слушателя, потому что они не имели правового значения».
Критическая ситуация сложилась 2 октября в Московском областном суде, рассказывает один из пользователей Facebook в комментариях. По его словам, там к заседаниям гражданской коллегии по рассмотрению апелляционных жалоб на 10:00 не допустили ни одного из представителей, включая адвокатов, которые пришли на процессы без дипломов. Лишь к 12:00 проблему удалось разрешить с помощью многочисленных звонков юристов в ВККС. Всех желающих участвовать в разбирательствах в итоге пустили на заседания.
Долгое привыкание и злоупотребления судей
Не всем юристам на адаптацию к нововведениям достаточно двух недель. Партнёр Алексей Толстов говорит, что его оппонент по делу в Арбитражном суде Нижегородской области 16 октября не знала об изменениях: «В 9 утра она звонила мужу в Москву и просила прислать в мессенджер фото диплома. Супругу пришлось ехать с работы домой, чтобы сделать этот снимок». На этом проблемы не закончились. Судья, увидев фото, заметил, что фамилия юриста в дипломе и паспорте не совпадает. Тогда оппоненту Толстова пришлось второй раз возвращать мужа с работы домой – уже за фотографией свидетельства о браке. До процесса её допустили, так как я не возражал, говорит Толстов: «Не хотелось затягивать разбирательство». Но не всем так везло, противнику юриста Дарьи Смолиной судья не дал поучаствовать в заседании, хотя тот показывал фото диплома в телефоне и клялся: «Уважаемый суд, ну поверьте, есть у меня диплом».
С трудностями из-за нового порядка столкнулись и госорганы. Партнёр Александр Вязовик говорит, что в одном из регионов большинство (80–90%) сотрудников отдела по банкротству УФНС оказались без юридического образования: «Теперь в областной центр срочно переводят юристов из районных инспекций – с дипломами, но без опыта в банкротстве».
По словам руководителя налоговых проектов Александра Григорьева, в ряде судов общей юрисдикции не принимают нотариальные копии дипломов: «Где-то требуют оригиналы, что вызывает проблемы у выпускников тех вузов, которые хранят такие документы только в своих архивах». Ещё сложнее бакалаврам, которые учатся в магистратуре. По закону их «корочки» на время учёбы лежат в университете. С этой проблемой столкнулся юрист Дарьян Панин в Арбитражном суде Республики Крым.
Судья не хотел пускать его на процесс даже с нотариальной копией, подчеркивая: «Пока у меня перед глазами не будет постановления Пленума Верховного суда о том, что оригинал не требуется, Ваши слова – это лишь домыслы». А вот у юристов ни Суд по интеллектуальным правам, ни в арбитражных судах пока ни разу не попросили соответствующие документы.
Зато проблемы испытали адвокаты, которым не нужно носить с собой диплом: их статус предполагает наличие высшего юробразования. У партнёра Екатерины Болдиновой уже в двух заседаниях разных судов просили диплом: «Один судья обратил внимание на то, что в доверенности указаны только реквизиты паспорта, и угрожал недопуском в заседание даже при наличии удостоверения адвоката». На это активно жаловались адвокаты и в комментариях под постом партнёра Романа Бевзенко, который устроил в Facebook опрос про «перегибы на местах» из-за введения нового правила. Юрист Анна Минасян рассказала, что один из судей АСГМ наоборот подробно разъяснял сторонам новые правила: «Те, кто был в процессе до 1 октября, дипломы не должны представлять, после 1 числа – можно нотариально заверенную копию, но он пока будет спрашивать дипломы только у несимпатичных ему сторон».
Оценки и помощь Instagram
Некоторым судьям недостаточно «корочек» юриста, поэтому они просят показать приложения с оценками. Станислав Петров, руководитель практики банкротства , говорит, что они с представителями противоположной стороны по чистой случайности захватили с собой приложения и передали их судье: «Наш оппонент, видимо, не был отличником, так как судья поинтересовался у него, насколько тот чувствует в себе силы, чтобы участвовать в процессе. Представитель замялся, но утвердительно кивнул».
Оппонент Петрова проиграл, что дало повод судье вернуться к вопросу о его знаниях: «Ваши студенческие учителя были правы как никогда». У Павла Шефаса из судья тоже внимательно изучала оценки и обратила внимание его оппонентов на то, что им в этом заседании будет противостоять магистр РШЧП.
Подтвердить факт получения диплома можно и более оригинальными способами. Юрист Кирилл Карпухин рассказал, что его однокурсника в одном из арбитражных судов не хотели пускать знакомиться с делом из-за отсутствия даже копии диплома. Но представитель не растерялся и показал фотографию в Instagram с церемонии вручения дипломов в университете. Сотрудники суда очень долго смеялись, но ознакомиться разрешили, говорит юрист.
Вместо эпилога
С любыми новыми правилами стоит проявлять аккуратность. И если сами предлагаете воспользоваться нововведениями, то нужно знать их досконально. Партнёр Шаймарданов, Ялилов и Сабитов Айнур Ялилов рассказал историю, услышанную от знакомого прокурора про непростой приход Кодекса административного судопроизводства в региональные суды.
Идёт процесс по обжалованию чего-то кем-то. Представители заявителя административного истца – молодые и дерзкие юристы, которые горят идеей просвещения масс. Судья районного суда – пожилой скучающий юрист – начал по старинке вести процесс по ГПК. Юристы тут же заявили ходатайство о рассмотрении дела по КАС. Судья с улыбкой спрашивает: «А может не надо?». Те в ответ: «Надо, надо, это же закон!». Судья согласился и сказал: «Хорошо! Молодые люди, представьте дипломы для допуска в качестве представителей!». У юристов с собой «корочек» не оказалось. В итоге их не допустили к процессу, поэтому суд рассмотрел спор без их явки.