Казус Израйлита: кого не защитит спецдекларация
Во время недавней встречи Владимира Путина с Советом по правам человека при президенте один из членов этой структуры Андрей Бабушкин попросил главу государства: "Взять под контроль амнистию капиталов. Нам поступила информация в Совет, что первый человек, который прошёл амнистию капиталов, раскрыл свои сведения, Константин Пономарёв, арестован".
Амнистия спасет не от любого преступления
По закону амнистия капиталов действует для тех, кто переводит средства в Россию и перерегистрирует сюда свои зарубежные активы. В обмен на это предпринимателей освобождают от налоговой, административной и уголовной ответственности за нарушения налогового и валютного законодательства в отношении задекларированных активов и счетов в иностранных банках. Эти гарантии будут распространяться на правонарушения, совершенные до 1 января 2019 года.
От какой уголовной ответственности освобождает амнистия капиталов:
Ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ».
Ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».
Ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
Ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента».
Ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
Условия предоставления гарантий в виде освобождения от уголовной ответственности за деяния, совершенные до 1 января 2015 года, на основании представленной в налоговые органы специальной декларации предусмотрены положениями Закона о добровольном декларировании. В статье 4 условия сформулированы следующим образом:
Гарантий в виде освобождения от уголовной ответственности наступают если на дату представления декларации:
- в отношении лица не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением соответствующего преступления, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 1 части 1 настоящей статьи;
- не начато производство по делу об административном правонарушении в связи с совершением соответствующего административного правонарушения, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 2 части 1 настоящей статьи;
- не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 3 части 1 настоящей статьи, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).
*Гарантии распространяются на декларанта и лиц, информация о которых содержится в декларации, с момента представления декларации в налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов)».
Таким образом, декларант получает право на использование гарантий в виде освобождения от уголовной ответственности за преступление, предусмотренное статьей 199 Уголовного кодекса, если соблюдаются два главных условия: на дату подачи специальной декларации не было возбуждено уголовное дело в связи с совершением данного преступления и в специальной декларации содержится информация об имуществе, приобретенном в результате уклонения от уплаты налогов или о банковских счетах на которые были зачислены денежные средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов.
Если же эти условия не выполнены или предприниматель совершил преступление, которое не относится к перечисленным статьям, а информация о правонарушении стала известна не из спецдекаларации, то ответственности не избежать. Яркий пример – дело экс-аудитора Константина Пономарева, которого вместе с его адвокатом Максимом Загорским летом этого года приговорили к реальным срокам лишения свободы. Им инкриминировали несколько эпизодов ст. 306 УК ("Заведомо ложный донос").
Пономарев и Загорский известны по спорам с IKEA и «Кубаньэнерго». Следствие считало их виновными в подкупе двух человек, которые помогли им разыграть несколько гражданских и уголовных процессов. Решения выносила судья мирового судебного участка № 210 Раменского судебного района Мособласти Наталья Богунова. Её решения Пономарев использовал для того, чтобы избежать уголовного преследования за мошенничество и налоговые преступления. Но следователи узнали об этом не из спецдекларации бизнесмена, которая никак не фигурировала в ходе разбирательства.
Не подпадает кейс Пономарева под гарантии связанные с амнистией капитала еще и потому, что уголовное дело по факту уклонения от уплаты налога на прибыль ООО «ИСМ» за 2010 год было возбуждено ГСУ СК РФ еще в апреле 2015 года, в то время как спецдекларацию Пономарев подал в ФНС только в июле. Отдельно следует отметить, что впоследствии Константин Пономарев добился отмены постановления о возбуждении уголовного дела путем совершения иных преступлений, что установлено вступившим в законную силу приговором. Чтобы закрыть уже возбужденное уголовное дело, Пономарев, путем совершения преступлений против правосудия, получил по срежисированным им делам несколько оправдательных приговоров, содержащих выгодные Пономареву выводы по вопросам налогообложения. Очевидно, что совершение декларантом преступлений против правосудия не может служить средством восстановления гарантий защиты от уголовного преследования, предусмотренных Законом о добровольном декларировании.Целью ограничения права декларанта на использование уголовно-правовых гарантий является недопущение явных злоупотреблений правом на добровольное декларирование, отмечают эксперты. Гарантии непреследования коммерсантов на практике распространяются только на поименованные в законе составы, объясняет партнер АБ "Павел Хлюстов и партнеры", Алексей Гуров. Закон закрепляет освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности лиц, в добровольном порядке легализовавших свое имущество. А происхождение средств, выведенных за границу, может носить различный характер, в том числе и преступный, замечает Сергей Шулдеев из АБ Торн.
Кто действительно "страдал" от амнистии капиталов
В сентябре «Ведомости» сообщили, что ФСБ использовала в уголовном деле против предпринимателя Валерия Израйлита доказательства, которые чекисты взяли из спецдекларации бизнесмена. Предприниматель предоставлял этот документ в налоговую, когда участвовал в амнистии капиталов.
Его обвиняют в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК), отмывании денег (ст. 174.1 УК) и незаконных валютных операциях (ст. 193.1 УК). По версии следствия, Израйлит перевёл в подставные фирмы через офшорные счета средства, направленные на развитие порта «Усть-Луга». Таким образом, считают следователи, бизнесмен похитил более 1,5 млрд рублей.
Адвокаты обвиняемого утверждали, что использовать декларацию как доказательство нельзя, если её не приобщил к делу сам декларант. В ситуацию пришлось вмешиваться даже Верховному суду. В конце октября 2019 года Верховный суд опубликовал разъяснение, согласно которому изымать декларацию и приобщать их к материалам дела не имеет права никто — включая правоохранительные органы. Сведения в декларации относятся к налоговой тайне, приобщить их к делу может лишь сам декларант по собственному желанию. Все коллизии между нормами Уголовно-процессуального кодекса, закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Федерального закона о добровольном декларировании физлицами активов и счетов (№ 140-ФЗ) должны разрешаться в пользу последнего.
Позднее ВС запретил изымать спецдекларации по амнистии капиталов не только в уголовных, но и в административных делах и делах о налоговых правонарушениях. Их можно истребовать только по просьбе самого декларанта, подчеркивал Президиум ВС. При этом в документе не было речи об экономических спорах и банкротных делах.
Мы считали, что никто не вправе изымать и даже обращаться с ходатайствами об изъятии таких деклараций.
Позиция ВС уже успела сыграть положительную роль на практике. 13-й ААС отменил решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который обязал ФНС предоставить Росимуществу спецдекларацию Израйлита.