Покушение мэра на конституционные права
Сомнительным является метод контроля за гражданами, который предлагают столичные власти. Намерение вести видеонаблюдение за «самоизолированными» нарушает ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ, которые закрепляют безусловное право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища, объясняет бывший следователь по особо важным делам ГСУ СКР Алексей Новиков. Он подчеркивает, что любое ограничение этих прав допускается исключительно на основании судебного решения.
Более того, в отечественном законодательстве отсутствует понятие «самоизоляция». Нет там и процедуры введения карантина, говорит Артур Великжанин из . По закону при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации мэр Москвы может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Такие инструменты должны быть направлены на создание условий, которые предупредят, ликвидируют ЧС и минимизируют ее негативное воздействие, объясняет Протасов: «Но они не должны ограничивать права и свободы гражданина».
Нельзя сказать, что обязательная самоизоляция их не ограничивает, поэтому правомерность мэрского указа сомнительна, констатирует адвокат. Хотя подобная мера направлена на защиту здоровья, ее нужно дополнительно урегулировать на федеральном уровне, уточняет Сергей Шулдеев из АБ Торн. Необходимо подробно разъяснить правила проживания лица в так называемой самоизоляции, добавляет эксперт: «Кто и каким образом должен обеспечивать такое лицо питанием, выбрасывать мусор и разъяснять другие социальные вопросы».
Наиболее вероятно, что нарушителей самоизоляции могут наказать за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП), предполагает управляющий партнер SZP Law Дмитрий Солдаткин. Эта норма предусматривает штрафы для граждан от 100 до 500 руб. Другой вариант ответственности в подобном случае – «Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего госнадзор» (ст. 19.5 КоАП). В таком случае санкция будет уже серьезнее и может достигать 5000 руб. Так что попасть в медицинский бокс с «административкой», если у вас есть предписание Роспотребнадзора, можно, резюмирует управляющий партнер Наталья Шатихина.
Обоснованность «уголовки»
Московские чиновники, угрожая уголовным наказанием, ссылаются на ст. 236 УК («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»). Но ответственность по ней наступает только в случае, если удастся доказать причинно-следственную связь между нарушением лицом санитарно-эпидемиологических правил и последующим массовым заболеванием людей или смерти хотя бы одного человека. В этом и будет состоять основная сложность при попытке привлечь кого-либо именно к уголовной ответственности, объясняет Солдаткин. Таким образом, сам факт нарушения режима самоизоляции не дает оснований для применения статьи УК, утверждает управляющий партнер офиса в СПб КА Pen&Paper Алексей Добрынин.
Диспозиция ст. 236 УК сформулирована таким образом, что в результате действий лица должны наступить общественно опасные последствия в виде массового заражения людей. Создание угрозы такого заражения не является преступным.
Более того, крайне сложно будет доказать причинно-следственную связь между носителем инфекции и умершим от коронавируса. Жизнь в городе неизбежно связана с тем, что граждане находятся в окружении большого количества других людей, а инкубационный период вируса доходит до 14 суток, замечает Алексей Сердюк из . Подтвердить вину отдельного человека в массовом заболевании практически невозможно, соглашается с коллегой адвокат Матвей Протасов, партнер : «Но все мы знаем, что наши следственные органы временами способны творить чудеса».
На сегодняшний день практика применения обсуждаемого состава ограничивается тем, что по нему привлекают к ответственности должностных лиц, которые отвечают за санитарно-эпидемиологические правила: врачи, руководители организаций или сотрудники общепитов.
При одновременном соблюдении трех условий:
1) на гражданина распространялся режим самоизоляции, о чем он знал;
2) гражданин оказался болен коронавирусом и нарушил самоизоляцию;
3) больной массово заразил окружающих или смертельно хотя бы одного человека.
Сообщения об ответственности
В конце прошлой недели Сергей Собянин своим указом ввел в Москве «режим повышенной готовности» из-за эпидемии коронавируса. Согласно документу, граждане, «посещавшие территории», где зарегистрированы случаи новой инфекции, обязаны «обеспечить самоизоляцию на дому» в течение 14 дней. То есть не ходить на учебу или работу и «минимизировать посещение общественных мест». Работодатели обязаны измерять температуру тела у сотрудников и отстранять от работы тех, у кого она повышенная. Мосгорздрав на своем сайте уточнил, что нарушение режима самоизоляции может повлечь ответственность, в том числе и уголовную, вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
Юрист Артем Саркисян, который тоже не находит оснований для применения уголовной ответственности в подобных случаях, все же отмечает, что подобные сообщения властей о существующей уголовно-правовой ответственно явление не редкое. Так, Министерство культуры Сахалинской области после осквернения памятников предупреждало о существующей уголовной ответственности за вандализм (ст. 214 УК). А Минобороны разъясняло призывникам о наказании за уклонение от службы в вооруженных силах РФ (ст. 328 УК).
Люди, проживающие вместе с человеком, который вынужден оставаться на карантине дома, не обязаны тоже соблюдать режим самоизоляции. Но по возможности Мосгорздрав рекомендует воздержаться от контактов с близкими.
- Чтобы снизить риск заражения членов семьи, нужно соблюдать следующие меры: использовать маску, индивидуальную посуду, мыть руки, пользоваться антисептиками и регулярно проветривать помещение.
- Если человек живет один и вынужден соблюдать режим самоизоляции, ему рекомендуется пользоваться службами доставки, помощью друзей и знакомых. В случае крайней необходимости (выбросить мусор, выгулять собаку) допускается выход на улицу в малолюдное время и обязательно в медицинской маске.
Те деньги, которые человек потеряет, находясь на больничном в самоизоляции, никто не компенсирует.
Дети, оказавшиеся в самоизоляции, должны перейти на 14 дней на дистанционное обучение. Такая возможность будет предоставлена всем московским школьникам.
Самостоятельно сдать анализы на коронавирус и тем самым избежать самоизоляции нельзя. Тест на наличие заболевания назначается только врачом и при наличии определенных условий.
Обследованию подлежат люди, приехавшие из Китая, Южной Кореи и Ирана, лица с признаками ОРВИ, прибывшие из стран, где зафиксирован хотя бы один случай коронавируса, и те, кто контактировал с зараженным.
Источник: Мосгорздрав
Принудительная госпитализация
Если обнаружатся симптомы инфекции, то заболевших с подозрением на коронавирус отправят в стационар. В случае побега из больницы людей разыскивают по судебному постановлению на основании иска Роспотребнадзора и в принудительном порядке возвращают в инфекционное отделение. Так произошло в случае с Аллой Ильиной из Петербурга.
Те, кто находится на карантине в медучреждениях, жалуются на условия в палатах, отсутствие реальной изоляции от инфицированных, неразбериху с анализами и отношение медперсонала. Ильина утверждала, что ее анализ не был готов и через неделю после начала изоляции. О подобной ситуации рассказывала и Наталья Смирнова из Москвы: «В отделении нет мыла, масок, один туалет на этаже, а значит, свободное хождение по коридорам».
Дело в том, что условия в палатах и неразбериха с диагнозами говорят только о несоблюдении самими врачами санитарно-эпидемиологических требований, говорит директор юрфирмы Melegal, специализирующейся на медицинских делах, Алина Чимбирева: «Они в этом случае не влияют на обязанности пациента соблюдать ограничения, к сожалению».
Если пациент недоволен качеством предоставленной ему медпомощи, то он может пожаловаться в столичное управление Росздравнадзора, советует эксперт: «Скорость ответа ведомства вряд ли опередит скорость завершения карантина, но вдруг». По закону избежать госпитализации при наличии оснований нельзя, но если избежал и никто не умер, то будет административная ответственность, утверждает Чимбирева.