Восемь интересных решений по «интеллектуалке» первого полугодия
В марте Суд по интеллектуальным правам рассмотрел спор о регистрации товарного знака – «ведерка» сыра Almette. Роспатент отказал в регистрации, указав, что упаковка не отличается от других представленных на рынке. Суд с этим не согласился. В пользу компании-заявителя сыграл и тот факт, что ранее служба уже предоставила охрану другим товарным знакам компании из той же серии товарных знаков.
СИП решил: когда правообладатель регистрирует еще один новый товарный знак, входящий в ту же серию, обозначения, которые раньше были признаны как обладающие различительной способностью, должны и впредь признаваться Роспатентом в качестве таковых (дело № СИП-948/2019).
Такой подход имеет важное значение для бизнеса, уверена Елена Городисская, руководитель практики «Интеллектуальная собственность» АБ Андрей Городисский и партнеры. У правообладателей появляется возможность регистрации товарных знаков в современном и актуальном дизайне с одновременным сохранением правовой охраны значимых элементов, которые Роспатент по тем или иными причинам рассматривает как неохраноспособные.
У бизнеса появляется уверенность, что при регистрации современного с дизайнерской точки зрения обозначения правовую охрану ключевых элементов сохранят, даже если на день регистрации нового обозначения Роспатент изменил подход к оценке таких элементов.
Признание товарного знака общеизвестным – мечта правообладателя. Как минимум потому, что его регистрацию не нужно продлевать каждые 10 лет. В этом году владелец известного бренда выиграл спор в суде о своей «общеизвестности».
В январе Президиум Суда по интеллектуальным правам признал незаконным решение Роспатента, который отказался признавать товарный знак Raffaello общеизвестным. СИП раскритиковал доводы ведомства о том, что общеизвестный товарный знак не может ассоциироваться сразу с двумя компаниями (бельгийской Soremartec S.A. и Ferrero, которые входят в одну группу компаний). «При наличии доказательств восприятия потребителем компании Soremartec S.A. как одного из связанных между собой лиц, вместе составляющих источник происхождения товара, положения ст. 1508 ГК («Общеизвестный товарный знак») не мешают признать обозначение общеизвестным товарным знаком по заявлению компании», – решил суд (№ СИП-196/2019).
Роспатент обжаловал решение в Верховном суде, но в мае отозвал жалобу. Теперь ведомству предстоит повторно рассмотреть вопрос о признании товарного знака Raffaello общеизвестным.
В другом деле Суд по интеллектуальным правам обязал Роспатент зарегистрировать товарный знак «Доширак» в качестве общеизвестного.
Об этом просила южнокорейская Paldo Co. Ltd. Именно из-за этого возникли трудности с регистрацией: по данным социологического опроса, лишь у 1% потребителей лапша «Доширак» ассоциируется именно с южнокорейской компанией. СИП же решил, что общеизвестность можно определить не только в отношении конкретной компании-производителя, но и в отношении «источника происхождения товаров». Таким «источником» можно признать и группу аффилированных компаний, в которую входят заявитель и его российские лицензиаты: «Доширак Рус», «Доширак Коя» и «Доширак Рязань».
«Это важное замечание, высказанное Судом по интеллектуальным правам, позволяет минимизировать риски, связанные с обязательной концентрацией всех стадий продвижения бренда и реализацией производства в рамках одного юридического лица», – отмечает Никита Айрапетов, младший юрист практики защиты интеллектуальной собственности Lidings.
Чиновники обжаловали это решение, поэтому Президиум СИП еще может пересмотреть его. Заседание по делу № СИП-1099/2019 назначено на 31 августа.
В гавайской кухне есть такое блюдо, как локо-моко. Существует множество его вариаций, но чаще всего это рис, накрытый мясной котлетой, а сверху – яйцом. Когда Роспатент отказывал в регистрации бренда детского питания «Локо Моко», он сослался именно на существование этого гавайского блюда. В ведомстве решили, что товарный знак может ввести потребителей в заблуждение.
Тогда заявитель предоставил опрос ВЦИОМ, по результатам которого выяснилось: лишь 0,1% потребителей знает о существовании такого гавайского блюда. Но Роспатент решил, что опрос нельзя признать относимым доказательством, потому что он носит неретроспективный характер: его провели в марте 2019 года, а заявитель просил зарегистрировать товарный знак с 30 ноября 2017 года.
Президиум СИП, который рассмотрел этот спор, отметил, что между проведением опроса и датой приоритета товарного знака прошло слишком мало времени и вряд ли потребители за это время могли забыть о существовании гавайского блюда (дело № СИП-843/2019).
«Возможно предположить события в спорный период, после которых много людей узнали о том или ином явлении, но маловероятно, что они могут забыть это явление в столь непродолжительный исторический период (полтора года)», – указал суд.
В деле № А09-4765/2018 Президиум СИП отказал таможенному органу в привлечении лица к ответственности за незаконное использование чужого товарного знака (ч. 1 ст. 14.10 КоАП). Компания импортировала товары, которые до этого через посредника приобрела у самого правообладателя. Суд решил, что раз товарный знак законно нанесен на товар в стране происхождения, то его ввоз в Россию – это не административное правонарушение.
При этом параллельно в деле № А09-16352/2017 правообладатель смог взыскать с компании компенсацию за нарушение исключительных прав в рамках гражданского иска. «Следовательно, в ситуациях с параллельным импортом оригинальных товаров правообладателям следует использовать для защиты гражданско-правовой путь», – советует Алексей Возжаев, юрист практики защиты интеллектуальной собственности Lidings.
В деле № А40-241863/2018 экономколлегия Верховного суда установила: решение таможенных органов о включении товарных знаков в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) официально не должно зависеть от каких-либо дополнительных сведений об уже свершившихся фактах нарушения прав. Такой подход значительно упрощает процедуру сбора документов для правообладателя и процедуру регистрации в реестре, комментирует Ксения Даньшина, юрист интеллектуальной собственности CMS Russia.
Спор в рамках дела № А40-181674/2019 возник из-за несогласованного использования фотографии Владимира Высоцкого, сделанной в 1976 году, в эфире телеканала «Москва 24». Суд первой инстанции посчитал, что нарушение есть и ответчик должен заплатить компенсацию.
СИП отменил это решение, потому что суд первой инстанции не принял во внимание период создания фотографий. Фото было создано в период действия Гражданского кодекса РСФСР. А это значит, что при рассмотрении спора суд должен был обратиться к ст. 475 этого кодекса. Там говорится, что авторское право на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, признается, если на каждом экземпляре произведения указаны имя автора, место и год выпуска произведения в свет.
Если при новом рассмотрении суд установит, что оригиналы фотографий не содержат сведений об авторе, месте и годе выпуска, то нарушения нет, поскольку такая фотография не является объектом авторского права.
Президиум Суда по интеллектуальным правам в деле № СИП-740/2018 подтвердил решение нижестоящей инстанции обязать Роспатент продлить до 25 марта 2031 года срок патентной защиты на «Софосбувир» – один из важнейших препаратов для лечения вирусного гепатита С. Против этого выступал Роспатент, который указывал на нарушение процедуры со стороны правообладателя, иностранной Gilead. Но суды к нему не прислушались.
Примечание "Право.ru": В описании дела была допущена ошибка. Как следовало из текста статьи, Роспатент и компания "Фармасинтез" жаловались, что действия Gilead нарушают "общественный интерес по охране общественного достояния, создают угрозу для обеспечения жизни и здоровья граждан". На самом деле такие аргументы приводила только компания "Фармасинтез", но ее не допустили к участию в деле. Кроме того, описание дела сопровождалось комментарием Эксперта, который также был убран по просьбе его автора.