Внутриведомственное оспаривание ФАС: выбрать или пропустить
Четыре года назад, в 2016-м, в рамках четвертого антимонопольного пакета появилась внутриведомственная апелляция ФАС. Ее основная задача – обеспечить единообразие правоприменения, рассказывал замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. Решение или предписание ФАС могут отменить, если:
• они нарушают материальные или процедурные нормы антимонопольного законодательства. Например, нарушен порядок анализа состояния конкуренции;
• они противоречат официальным разъяснениям ФАС или Президиума ФАС;
• территориальный орган неполно исследовал обстоятельства дела и доказательства.
Как показывает статистика, почти каждое второе обращение заканчивается полной или частичной победой заявителя. За 2019 год в апелляционную коллегию ФАС России поступило 65 жалоб, по 27 из них (42%) решения и/или предписания отменялись или изменялись. Внутриведомственная процедура относительно популярна, если сопоставить с цифрами судебной статистики: в 2019 году арбитражные суды субъектов рассмотрели 144 антимонопольных дела, где оспаривались ненормативные правовые акты.
Большинство дел рассматривает апелляционная коллегия ФАС разными составами. Всего их 14 по сферам деятельности: один состав рассматривает вопросы о картелях, другой – о недобросовестной конкуренции, третий – о рекламе и т. д. Самые значимые и интересные решения пополняют регулярные обзоры практики.
Наиболее сложные дела коллегия передаёт на рассмотрение в Президиум ФАС. «Сам факт пересмотра дела в Президиуме ФАС говорит об уникальности и значимости поставленных вопросов», – отмечает старший консультант компании «Каменская и партнёры» Илья Тюленев.
Плюсы и минусы обжалования
Весомое преимущество ведомственного обжалования – это его скорость. Жалобу рассмотрят в течение 30 дней. Этот срок можно продлить ещё на 30 дней, если необходимо провести проверку и запросить дополнительную информацию. Это очевидно быстрее, чем рассмотрение дела в арбитражном суде, особенно если он загруженный. Еще процедура не предусматривает восстановления пропущенного срока, поэтому сложнее затягивать процесс, говорит партнер Пепеляев Групп Елена Соколовская.
Но есть и минусы. По словам Кирилла Дозмарова, адвоката, партнёра Kulik & Partners Law.Economics, процедура не предусматривает состязательности, а Соколовская жалуется на то, что апелляция рассматривает только вопросы, связанные с единообразием практики.
Если дело направят на новое рассмотрение, то обнуляются процессуальные сроки. Дело отправляют опять в территориальный орган, а для компании наступает новый девятимесячный круг рассмотрения, говорит Дозмаров. Согласно ст. 45 закона о защите конкуренции, управление будет рассматривать дело три месяца, а затем может продлить рассмотрение ещё на полгода, если появится необходимость получить дополнительную информацию. При этом в деле могут появиться ещё и новые обстоятельства.
В коллегию или в суд?
Обжаловать в ведомственном порядке или сразу идти в суд? Как сделать правильный выбор, рассказали эксперты. Управляющий партнер юридической фирмы ART DE LEX Дмитрий Магоня считает, что к внутриведомственному оспариванию можно прибегнуть, «если выявлено явное расхождение мотивировки решения с практикой антимонопольных органов или с разъяснениями ФАС». Обжаловать же решение в суде можно, когда оно противоречит не только закону, но и нарушает права и интересы заявителя, считает советник практики антимонопольного права АБ ЕПАМ Денис Гаврилов.
В то же время новое рассмотрение может ухудшить положение компании, предупреждает старший консультант компании Каменская & партнёры Илья Тюленев. «Заявитель жалобы, по сути, просит центральный аппарат пересмотреть материалы антимонопольного дела. И если апелляция обнаружит в деле другие признаки нарушения антимонопольного законодательства, то сможет возбудить ещё одно дело», – поясняет Тюленев.
Он советует учитывать ещё один момент – усиление позиций ФАС в суде при безуспешной попытке оспорить решение во внутриведомственном порядке.
После неудачи в коллегиальном органе ответчиком в суде будет не только территориальное управление, но и центральный аппарат ФАС, что может вызвать у судьи больше доверия к оспариваемым актам.
По его словам, встречаются случаи, когда центральный аппарат занимает более активную позицию в доказывании по сравнению с территориальным управлением. С этим согласен и Магоня, который в подтверждение приводит данные ФАС. Так, с июля 2018 года по июль 2019 года в судах истцы обжаловали девять решений коллегиальных органов, но ни одно из них не было отменено, говорит юрист.
Неудобства при обращении в апелляцию ФАС доставляет и то, что принятие ФАС к рассмотрению жалобы на территориальный орган – это не основание приостанавливать исполнение предписания, говорит старший юрист практики антимонопольного права Инфралекс Мария Кот. Это можно сделать только тогда, когда соответствующее решение вынес арбитражный суд. Можно попробовать направить в комиссию регионального органа ФАС ходатайство о продлении срока исполнения предписания. Но за положительное решение комиссии ручаться нельзя. Кот считает это существенным недостатком, от которого надо избавиться с помощью поправки к закону о защите конкуренции.