Практика
15 октября 2020, 8:02

Внутриведомственное оспаривание ФАС: выбрать или пропустить

Почти каждое второе дело, которое рассмотрела внутриведомственная апелляция ФАС, закончилось частичной или полной победой клиента. Но идти туда стоит не всегда, предупреждают юристы. Иногда лучше обращаться сразу в суд. Например, если есть опасность, что в ходе рассмотрения дела антимонопольщики обнаружат новое нарушение. Тогда они могут возбудить новое дело. Кроме того, внутриведомственное обжалование не означает автоматической приостановки исполнения предписания. Как этого добиться, рассказала эксперт.

Четыре года назад, в 2016-м, в рамках четвертого антимонопольного пакета появилась внутриведомственная апелляция ФАС. Ее основная задача – обеспечить единообразие правоприменения, рассказывал замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. Решение или предписание ФАС могут отменить, если:

• они нарушают материальные или процедурные нормы антимонопольного законодательства. Например, нарушен порядок анализа состояния конкуренции;

• они противоречат официальным разъяснениям ФАС или Президиума ФАС;

• территориальный орган неполно исследовал обстоятельства дела и доказательства.

Как показывает статистика, почти каждое второе обращение заканчивается полной или частичной победой заявителя. За 2019 год в апелляционную коллегию ФАС России поступило 65 жалоб, по 27 из них (42%) решения и/или предписания отменялись или изменялись. Внутриведомственная процедура относительно популярна, если сопоставить с цифрами судебной статистики: в 2019 году арбитражные суды субъектов рассмотрели 144 антимонопольных дела, где оспаривались ненормативные правовые акты. 

Большинство дел рассматривает апелляционная коллегия ФАС разными составами. Всего их 14 по сферам деятельности: один состав рассматривает вопросы о картелях, другой – о недобросовестной конкуренции, третий – о рекламе и т. д. Самые значимые и интересные решения пополняют регулярные обзоры практики. 

Наиболее сложные дела коллегия передаёт на рассмотрение в Президиум ФАС. «Сам факт пересмотра дела в Президиуме ФАС говорит об уникальности и значимости поставленных вопросов», – отмечает старший консультант компании «Каменская и партнёры» Илья Тюленев.

Плюсы и минусы обжалования

Весомое преимущество ведомственного обжалования – это его скорость. Жалобу рассмотрят в течение 30 дней. Этот срок можно продлить ещё на 30 дней, если необходимо провести проверку и запросить дополнительную информацию. Это очевидно быстрее, чем рассмотрение дела в арбитражном суде, особенно если он загруженный. Еще процедура не предусматривает восстановления пропущенного срока, поэтому сложнее затягивать процесс, говорит партнер Пепеляев Групп Елена Соколовская. 

Но есть и минусы. По словам Кирилла Дозмарова, адвоката, партнёра Kulik & Partners Law.Economics, процедура не предусматривает состязательности, а Соколовская жалуется на то, что апелляция рассматривает только вопросы, связанные с единообразием практики.

Если дело направят на новое рассмотрение, то обнуляются процессуальные сроки. Дело отправляют опять в территориальный орган, а для компании наступает новый девятимесячный круг рассмотрения, говорит Дозмаров. Согласно ст. 45 закона о защите конкуренции, управление будет рассматривать дело три месяца, а затем может продлить рассмотрение ещё на полгода, если появится необходимость получить дополнительную информацию. При этом в деле могут появиться ещё и новые обстоятельства.

В коллегию или в суд?

Обжаловать в ведомственном порядке или сразу идти в суд? Как сделать правильный выбор, рассказали эксперты. Управляющий партнер юридической фирмы ART DE LEX Дмитрий Магоня считает, что к внутриведомственному оспариванию можно прибегнуть, «если выявлено явное расхождение мотивировки решения с практикой антимонопольных органов или с разъяснениями ФАС». Обжаловать же решение в суде можно, когда оно противоречит не только закону, но и нарушает права и интересы заявителя, считает советник практики антимонопольного права АБ ЕПАМ Денис Гаврилов.

В то же время новое рассмотрение может ухудшить положение компании, предупреждает старший консультант компании Каменская & партнёры Илья Тюленев. «Заявитель жалобы, по сути, просит центральный аппарат пересмотреть материалы антимонопольного дела. И если апелляция обнаружит в деле другие признаки нарушения антимонопольного законодательства, то сможет возбудить ещё одно дело», – поясняет Тюленев.

Он советует учитывать ещё один момент – усиление позиций ФАС в суде при безуспешной попытке оспорить решение во внутриведомственном порядке.

После неудачи в коллегиальном органе ответчиком в суде будет не только территориальное управление, но и центральный аппарат ФАС, что может вызвать у судьи больше доверия к оспариваемым актам.

Илья Тюленев, старший консультант компании «Каменская и партнёры»

По его словам, встречаются случаи, когда центральный аппарат занимает более активную позицию в доказывании по сравнению с территориальным управлением. С этим согласен и Магоня, который в подтверждение приводит данные ФАС. Так, с июля 2018 года по июль 2019 года в судах истцы обжаловали девять решений коллегиальных органов, но ни одно из них не было отменено, говорит юрист.

Неудобства при обращении в апелляцию ФАС доставляет и то, что принятие ФАС к рассмотрению жалобы на территориальный орган – это не основание приостанавливать исполнение предписания, говорит старший юрист практики антимонопольного права Инфралекс  Мария Кот. Это можно сделать только тогда, когда соответствующее решение вынес арбитражный суд. Можно попробовать направить в комиссию регионального органа ФАС ходатайство о продлении срока исполнения предписания. Но за положительное решение комиссии ручаться нельзя. Кот считает это существенным недостатком, от которого надо избавиться с помощью поправки к закону о защите конкуренции.