Финансовые преступления: как их расследуют киберкриминалисты
Подставной нефтетрейдер
История началась год назад, когда к одной компании из Юго-Восточной Азии, занимающейся куплей-продажей нефтепродуктов, обратились якобы представители крупного нефтетрейдера одной из стран СНГ. Они предложили поставлять природные ресурсы по выгодным ценам. Общение у потенциальных контрагентов шло через электронную почту и мессенджеры. Только вот от имени известной организации из СНГ действовали мошенники.
«Обрабатывали» жертву в течение трех месяцев и добились того, чтобы им сделали три авансовых платежа за поставку нефтепродуктов. Преступники для убедительности даже отправили азиатской компании поддельные гарантийные письма якобы от имени генерального директора реально существующей компании. Ее реквизиты были указаны во всех инвойсах, за исключением расчетных счетов. Те на самом деле принадлежали физическим лицам.
Как объясняют специалисты Group-IB, на практике деньги оттуда сразу несколькими переводами идут в другие банки. Операции маскируются под оплату за фейковые услуги. Потом средства пересылают в один из офшорных банков и обналичивают. А все договоры о купле-продаже и транспортный договор оказываются фиктивными.
Но представители иностранной компании в России успели вовремя обратиться за помощью к сотрудникам Group-IB, которые занялись расследованием.
Все расследование заняло около полугода. Мошенников арестовали и потом привлекли к уголовной ответственности по ст.159 УК. Существенную часть похищенных денег удалось вернуть потерпевшим. При получении доступа к технике мошенников обнаружились и другие их жертвы.
По словам экспертов из Group-IB, за такими схемами обычно стоит группа достаточно профессиональных мошенников. Одни из них специализируются на банковских операциях, что зачастую предполагает наличие «своих людей» в кредитных организациях и обнальщиков-исполнителей. Другие размещают объявления о купле-продаже нефтепродуктов или других товаров. Третьи – профессиональные психологи, которые разводят клиентов, переписываясь по электронной почте или в мессенджерах. Четвертые – придают этому всему легальный статус, подделывая документы и несуществующие контракты.
Конечно, в подобных преступлениях часто участвуют посредники. Мошенники обещают им 2-3% от сделки. Новоявленные дилеры звонят своим знакомым бизнесменам с предложением: «У меня есть надежный поставщик нефтепродуктов, по низким ценам». Посредник иногда даже не подозревает, что «рекламирует».
Почему совершаются подобные преступления?
Схема, с которой столкнулась жертва, достаточно распространенная. Проблема в том, что некоторые банки при перечислении денег на расчетный счет компании не сверяют ее ИНН с указанным в платежном поручении. Злоумышленники регистрируют фирму-однодневку с таким же названием, как у реально действующей компании. А заказчику для платежа присылают реквизиты настоящего контрагента — за исключением расчетного счета, который принадлежит мошенникам.
Проверка контрагента по базам через ИНН убеждает заказчика в реальности компании: у нее миллиардные обороты, есть штат. Единственное, что не совпадает с «честной» фирмой — расчетный счет. Но у крупной компании может быть несколько расчетных счетов и проверить каждый из них на соответствие ИНН невозможно. Если банк этот номер не сверяет, то платеж проходит мошенникам.
Group-IB — один из ведущих мировых разработчиков решений для предотвращения кибератак, выявления фрода и защиты интеллектуальной собственности в сети.
С 2003 года работает в сфере компьютерной криминалистики, консалтинга и аудита систем информационной безопасности, обеспечивая защиту крупнейших российских и зарубежных компаний от финансовых и репутационных потерь.
В основе технологического лидерства компании – 17-летний практический опыт расследования киберпреступлений по всему миру и более 60 000 часов реагирования на инциденты информационной безопасности, аккумулированные в одной из крупнейших лабораторий компьютерной криминалистики и круглосуточном центре оперативного реагирования CERT-GIB.
Компания является резидентом «Сколково». Group-IB — партнер INTERPOL и Europol, поставщик решений в сфере кибербезопасности, рекомендованный ОБСЕ.