ПРАВО.ru
Практика
30 октября 2020, 8:56

Найти друг друга: диалог бизнеса и юристов на форуме «Право.ru-300»

Найти друг друга: диалог бизнеса и юристов на форуме «Право.ru-300»
На мероприятии в оффлайн-формате инхаусы рассказывали, по каким критериям выбирают себе внешних консультантов и почему ориентируются на конкретных людей, а не на бренд компании. Бизнесмены высказывали претензии к российской судебной системе, указывая на длительность споров. А журналисты из ведущих деловых изданий страны объясняли участникам форума, как правильно коммерсантам и юристам общаться с прессой. Если не хочется читать о себе сплошной негатив на первых полосах.

Успехи и проблемы законодателей

Открылся форум диалогом о правовой системе России между главным редактором «Право.ru» Борисом Болтянским и председателем Ассоциации юристов России Владимиром Плигиным. Бывший депутат Госдумы назвал одной из актуальных задач для юридического сообщества – научиться понимать друг друга представителям разных специальностей: от судей и адвокатов до нотариусов и прокуроров.  

Говорили о перспективах развития отечественной юрисдикции. Болтянский интересовался у Плигина, за счет чего Россия поднялась на 28 место из 190 стран в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business, который составляют эксперты Всемирного Банка. Глава АЮР утверждал, что большая заслуга в этих достижениях принадлежит работе федерального Правительства: «Результат закономерный и последовательный». Докладчик заверил, что у нашей страны есть преимущества и по удобной процедуре регистрации компаний, и по быстроте рассмотрения дел в судах.  

Если при разработке закона ориентируешься на абстракцию, то выйдет все неудачно. Надо думать, как будет работать норма на практике.

Владимир Плигин, председатель Ассоциации юристов России

Отдельно Плигин отметил то, насколько оперативно во время пандемии удалось внедрить онлайн-правосудие на уровне арбитражных судов. Позитивно эксперт оценил и реформу третейских судов: «Наконец, прекратилась вакханалия с огромным количеством таких арбитражей».

С подачи управляющего партнера Пепеляев Групп Сергея Пепеляева заговорили о проблемах в работе российского парламента. Юрист подчеркнул, что ежегодно Госдума принимает до 500 законов: «Не меньше 10% из них в налоговой сфере». При этом консультант вспомнил абсурдные ситуации, когда в один день депутаты могут принять два отдельных акта, которые вносят изменения в одну и ту же норму. По словам Пепеляева, чтобы избежать подобных ситуаций, нужен какой-то строгий регламент законопроектной работы.

Трудности бизнеса на практике

Если число новых законов, принимаемых за год, идет на сотни, то количество судебных актов за такой же период исчисляется миллионами.

Даже самому опытному юристу сложно с ходу назвать последнюю практику по какому-то узкому вопросу. И не очень понятно, на что будут ориентироваться суды – на региональную практику или позиции вышестоящих судов. Возьмут более новую общую практику или старую, но специализированную. Это порождает правовую неопределенность.

Сергей Ковалев, управляющий партнер Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры - high market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа АПК и сельское хозяйство группа Банкротство (споры high market) группа Морское право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Уголовное право группа Частный капитал 9место По количеству юристов 18место По выручке 19место По выручке на юриста Профайл компании

При этом проблем в судебной системе хватает. Оставляет желать лучшего квалификация кадров, еще одной сложностью является высокая нагрузка, перечислил Ковалев. Бизнесмены на практических примерах рассказали, с какими трудностями они сталкивается, когда идут в суд. Основатель и президент Zenden Group Андрей Павлов рассказал про то, как им пришлось судиться со строительной фирмой в Крыму. 

Этот спор тянется с 2017 года. Предприятие решило возвести на полуострове фабрику мощностью 1 млн пар обуви в год. Объем инвестиций в строительство оценивался в 1 млрд руб. Под этот проект создали компанию «Крым Шуз», которой пришлось приостановить работы на объекте. Причиной стала некомпетентность контрагентов из числа местных застройщиков. Процесс с ними сейчас ушел на второй круг (дело № А83-11857/2017). Павлов подчеркнул, что копеечные споры в нашей стране выиграть легко и быстро, а вот более сложные затягиваются. Правовое поле оцениваю как хаос.

Возмущался предприниматель и подходом некоторых своих коллег, которые думают исключительно об оптимизационных инструментах, а не о развитии своих бизнесов: «Получается, что в неэффективной системе выживает тот, кто лучше всего оптимизирует». Если в 90-е годы у коммерсантов были проблемы в виде бандитов с рэкетом, то сейчас этот риск сменился другим в виде давления государства, уточнил Ефим Кац, основатель и президент мебельной фабрики «Мария».

Учимся коммуницировать с прессой

Не менее часто крупному бизнесу приходится общаться и со СМИ. Корреспондент РБК Маргарита Алехина сразу подчеркнула: профессионально написанный текст на острую тему вряд ли понравится всем героям заметки: «Иначе это будет пиар, а не журналистика». Главное, чтобы материал отражал позиции всех сторон описываемых событий, подчеркнула шеф-редактор «Право.ru» Светлана Меркулова: «При этом мы не допускаем, чтобы мнение какой-то стороны шло как редакционный материал».

При этом, избегать контактов с репортерами, которые готовят о тебе какое-то расследование – не самая лучшая стратегия. По словам специального корреспондента The Bell Ирины Панкратовой, лучше пойти на личный контакт. Пустота и молчание всегда заполнятся негативом, предупредил основатель коммуникационного агентства Progress Дмитрий Солопов.

Но если есть ощущение, что речь идет о заказной заметке, то лучше отказаться от любых комментариев, уверен старший партнер Forward Legal Forward Legal Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры - high market) группа Банкротство (споры high market) Алексей Карпенко. Правда, делать это нужно тактично, рекомендовал юрист: «Ни в коем случае не ссорьтесь с журналистами и не судитесь с ними, иначе только привлечете к себе дополнительное внимание». При этом, когда герой статьи видит, что в материале есть какие-то неточности, то стоит в корректной форме сообщить о них редактору, подчеркнула Меркулова: «Мне порой пишут даже судьи и объясняют, в чем автор текста не разобрался, чтобы такая ошибка в будущем не повторялась».

А еще не нужно переоценивать возможности прессы. По словам Алехиной, в ее карьере был лишь один случай, когда благодаря ее заметке удалось изменить меру пресечения обвиняемой – с СИЗО на домашний арест. Карпенко и вовсе уверен, что в коммерческих спорах инструмент в виде СМИ бесполезен. С тем, что публикациями сложно повлиять на решение суда, согласна и Меркулова. Роль у журналистов немного другая. Им нужно развивать в обществе дискуссию по поводу той или иной проблемы, чтобы постепенно выработать ее решение, полагает главный редактор журнала «Корпоративный юрист» Елена Ершова.  

Еще одна миссия прессы – привлечь внимание к неправосудным решениям. Во многом, именно этот фактор помог Панкратовой, по ее словам, выиграть дело у научного руководителя Владимира Путина. Тот пытался взыскать с журналистки и ее коллег компенсацию за статью, которая якобы оскорбляла его. В материале «Миллиардер с горы – Горный университет строил научно-лабораторный комплекс, а получил элитное жилье» трое авторов описали махинации с недвижимостью, которые якобы провел ректор. Первая инстанция удовлетворила иск ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко, а апелляция ему отказала (дело № 2-506/2018). Правда, Карпенко усомнился, что именно общественный резонанс как-то помог выиграть этот спор: «Судьи скорее смотрели на очевидные доказательства и думали о вышестоящих инстанциях, которые рано или поздно отменят незаконное решение».

Подбираем консультантов правильно

На форуме обсудили и то, как выбирать и оценивать юридические услуги. Один из главных критериев – надежность потенциального партнера. Те, кто не оправдывает доверие, из пула наших консультантов сразу выбывает, рассказал начальник департамента правовой защиты «Лукойла» Лев Чернов.

Способность вселять уверенность в своего клиента – это важный навык адвоката и врача. И важно помнить, что во главе самой крупной фирмы всегда все равно стоит какой-то человек, поэтому важна личная коммуникация людей.

Евгения Червец, руководитель московского офиса Регионсервис Регионсервис Региональный рейтинг. группа Банкротство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Недвижимость, земля, строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции

Так или иначе, доверители приходят все равно к конкретным специалистам. Поэтому нужно растить таких звезд и пытаться не отпускать их, сказала партнер Технологии Доверия Технологии Доверия Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство группа Финансовое/Банковское право в России Яна Золоева.  Определяющим остается вопрос химии между клиентом и консультантом, соглашается с коллегами Рафаэль Зохрабян, директор по правовым вопросам и взаимодействию с органами власти, Saint-Gobain.

Отдельный вопрос – откуда изначально узнавать о хороших консультантах. По словам Пепеляева, первое абстрактное представление о вариантах дают известные рейтинги юрфирм. Следующий уровень – личный бренд, потом уже сайт компании. Дальше идут «сарафанное радио» и личное знакомство. А консультанту в свою очередь нужно учитывать то, кто его выбирает – собственник бизнеса или менеджер, подчеркнул управляющий партнер Стрижак и партнеры Стрижак и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры - mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) Профайл компании Максим Стрижак: «Надо понимать, насколько связан этот человек с конечным результатом работы».

Если есть какие-то сложные банкротные дела, да еще и с иностранным элементом, то нужно привлекать пул специалистов с разными компетенциями.

Валентина Петрова, первый зам заведующего Бюро адвокатов Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры - mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Недвижимость, земля, строительство 11место По количеству юристов 19место По выручке 22место По выручке на юриста Профайл компании

И переход юриста в другую фирму вряд ли заставит инахаусов отказать от услуг этого специалиста. Опытный клиент работает с конкретным юристом, а не с фирмой, подчеркнул член совета директоров ГАЗ Александр Горлов: «На переходы не обращаем внимания, ведь сервис дает человек, а не компания». Если решили в один проект нанять несколько специалистов, то нужно грамотно разделить между ними ответственность за такую работу, резюмировал Михаил Бегунов, управляющий партнер Tax Compliance.

Один юрист не может являться универсалом в любой сфере. Представьте, у вас может быть любимый знакомый врач-хирург, но лучше пойти к стоматологу, если болит зуб. Как мы выбираем врача? Читаем отзывы, мы же сразу всех трех не зовем к себе.

Дмитрий Марканов, управляющий партнер Patentus Patentus Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация)

Завершился форум вечерним приемом для экспертного совета рейтинга Право.ru-300 и презентацией книги Дмитрия Солопова «10 заповедей коммуникационной войны. Как победить СМИ, Instagram и Facebook».

Куда пойти еще