Практика
25 марта 2021, 19:34

Комплаенс: спасти компанию от неприятностей заранее

Комплаенс уже стал неотъемлемой частью любого крупного бизнеса в России, а комплаенс-службы во многих компаниях успели выделиться из юридических департаментов. При этом сам вопрос о том, как построить эффективную комплаенс-структуру в своей организации, продолжает оставаться актуальным. Советы дали участники тематической конференции «Право.ru»: они предложили использовать IT-решения, обучать сотрудников с помощью тестирования и проводить корпоративные расследования.

Антимонопольный комплаенс: анонс от регулятора и советы экспертов

Оксана Кузнецова, заместитель начальника правового управления ФАС, анонсировала грядущие разъяснения правил антимонопольного комплаенса, которые орган готовит вместе с бизнесом. Это будут не правила, а полезные для бизнеса рекомендации. Но проект пока не согласован, его судьбу будет решать Президиум ФАС. Документ находится в финальной стадии обсуждения.

Один из важных тезисов рекомендаций, которым был обеспокоен бизнес: если компания направляет на согласование уже действующий документ и регулятор находит в нем какие-то несоответствия, то этот факт сам по себе не станет основанием для соответствующих мер антимонопольного реагирования. Правда, в таком случае ФАС будет выяснять, имели ли место нарушения конкурентного законодательства. 

Отсутствие обращения за согласованием документа не повлияет на оценку законности и эффективности организованной системы антимонопольного комплаенса в последующем.

Оксана Кузнецова

А если компания действует в рамках согласованного комплаенс-документа, то ее нельзя признать нарушившей антимонопольное законодательство. Еще антимонопольщики решили, что предписания о внедрении антимонопольного комплаенса выдавать нельзя. Кузнецова пообещала, что ФАС не станет выдавать предписания по внедрению комплаенса. «Мы не можем заставить бизнес принимать антимонопольный комплаенс», – заявила она.

О создании комплаенса компании задумываются чаще всего только тогда, когда «петух клюнет», заявил начальник отдела правового обеспечения административного производства и урегулирования внутригрупповых споров «Лукойл» Вячеслав Мартемьянов. «Если есть риски, связанные с постоянным участием в торгах, возможным доминирующим положением, то это момент, когда стоит задуматься, не нужна ли нам система, которая позволит эти риски предотвращать», – заявил он. И все равно, насколько бы ни был хорош комплаенс-документ, найдется «лазейка». 

Поэтому самая лучшая комплаенс-система возникает на основе прошлого негативного опыта. Это лучше всего показывает болевые точки. Для правильной системы, по словам эксперта, необходим непрерывный контроль, персонифицированная ответственность сотрудников и их постоянное информирование о рисках и важности соблюдения требований комплаенса.

При этом антимонопольный комплаенс имеет очень много преимуществ, которые нужны бизнесу. «За счет того, что снизились риски и повысилась защищенность компании, повысилась и ее репутация», – привела пример Оксана Токарева, руководитель направления по работе с государственными органами ППК «ТехноНИКОЛЬ». Но при внедрении комплаенса в компании руководители должны подавать пример всем работникам. «Тон сверху» важен на всех уровнях управления компанией – он должен идти не только от генерального директора, лица фирмы, но и от всего руководящего состава, подчеркнула Вероника Киселева, комплаенс-менеджер «СИБУРа». Пандемия помогла в этом отношении: руководители стали чаще обращаться к своим сотрудникам по комплаенс-вопросам.

Учим сотрудников и приручаем технологии

Дмитрий Горбатов, руководитель комплаенс-функции TMH Group, порассуждал с участниками конференции о соотношении юридической и комплаенс функций в компании. По словам эксперта, это вечная тема. Очень часто люди, которые занимаются комплаенсом, – это либо выходцы из юридической профессии, либо просто выпускники юрфаков. Но знак равенства между юристом и специалистом по комплаенсу поставить нельзя, хотя и те, и другие занимаются различным «контролем» в рамках бизнеса, работают с рисками нарушения законодательства. К тому же очень часто функция комплаенс является частью юридической функции, но есть и тенденция на ее обособление. Гармонизация позиций между двумя функциями очень важна, подчеркнул Горбатов.

При этом юристы могут быть и в небольших компаниях, тогда как комплаенс-менеджеры встречаются только в крупных организациях. В таких условиях найти подход к каждому сотруднику невозможно – нужно выстраивать эффективную программу обучения и контроля. Об этом говорила Маргарита Смолина, юридический советник по коммерческим вопросам Coca-Cola HBC Россия. Один из инструментов, который внедрили в компании совсем недавно, – тестирование сотрудников. Люди принимают участие в тесте и если успешно проходят его, их освобождают от обучения на этот год. Поэтому сотрудники заинтересованы в том, чтобы самостоятельно поддерживать определенный уровень знаний.

А Юлия Федорова, юридический директор направления медицинских изделий Johnson&Johnson, на примерах из практики пояснила, в каких случаях стоит бороться с руководством компании, чтобы не заключать опасные с точки зрения комплаенса сделки.

Интеллектуальный комплаенс

Наталья Полианчик, генеральный директор IPCodex, рассказала участникам мероприятия о рисках нарушения прав интеллектуальной собственности – гражданских, административных и уголовных. Эксперт в своей презентации поделилась платформами, которые помогают в управлении интеллектуальной собственностью: IPChain, n’RIS, Co-Fi и другие.

Юрист затронула и тему нарушения прав интеллектуальной собственности в интернете. «В случае с исками в судах можно выстроить самые разнообразные и сильные стратегии, все остальные меры ответственности – гораздо более серьезные», – отметила Полианчик. Так, одно нарушение влечет блокировку одной ссылки, а за два нарушения Роскомнадзор навсегда заблокирует весь сайт.

Вы можете заключить прекрасные договоры с создателями контента в суде и доказать свою добросовестность, но от блокировки вы вряд ли отобьетесь.

Наталья Полианчик

Дмитрий Марканов, управляющий партнер PATENTUS, перечислил новые IT-решения для комплаенса в области интеллектуальных прав. IP-комплаенс помогает не нарушить права третьих лиц и не потерять свои права. «В этой области много объектов, с которыми мы сталкиваемся. К тому же мы работаем с множеством регуляторов – Роспатентом, ФАС, ФТС, Роскомнадзором и другими», – объяснил юрист.

Хорошо, если компания оцифровала все объекты интеллектуальной собственности и добавила их в единый портфель. «Очень тяжело учитывать результаты интеллектуальной деятельности в бумажном виде», – подтвердила Полианчик. Поэтому личные кабинеты, которые содержат такую информацию, будут полезны для сотрудников компании, подчеркнул Марканов. Важно также уделять внимание системам хранения и мониторингу нарушений.

Без IT-решений работать эффективно невозможно, вы точно будете что-то упускать.

Дмитрий Марканов

Яков Лазарев, старший консультант практики интеллектуальной собственности и информационных технологий юридической компании «Каменская & партнёры», обратил внимание на коммерциализацию интеллектуальной собственности. По его словам, компании, которые наиболее активно используют ИП, обычно богаче. «Если гендиректор спросит вас, зачем нам нужен IP-комплаенс, можно рассказать ему про улучшение показателей компании», – посоветовал юрист.

Способы коммерциализации могут быть пассивными: повышение стоимости нематериальных активов, оптимизация локальных процессов, сокращение издержек и получение налоговых льгот. Но можно получать выгоду и путем заключения сделок – продавать лицензии и франшизы, закладывать результат интеллектуальной деятельности. «Как правило, по лицензионным договорам вы получаете деньги по разовым выплатам, регулярным или в виде процентов», – заметил юрист. Франшиза же используется для быстрого и наименее затратного расширения бизнеса.

Еще один активный способ – защита своих прав. Можно взыскивать с нарушителей упущенную выгоду или ущерб за использование интеллектуальных прав. А залог интеллектуальной собственности помогает улучшить условия кредитной сделки – получить больше денег или растянуть выплаты на больший срок.

IP-комплаенс помогает создавать и зарабатывать за счет вовлечения интеллектуальной собственности в бизнес-процессы.

Яков Лазарев

Специальные виды комплаенса

Но не все зависит от людей. «Еще несколько лет назад сложно было представить, что санкционный комплаенс станет востребованным. Но теперь это так», – заявил Сергей Таут, эксперт Пепеляев Групп. Подробнее о санкционном комплаенсе и правилах игры по нему рассказала Елена Челембеева, директор юридического департамента Volvo Group Russia. Работая в подсанкционных странах, таких как Россия, компания должна внимательно относиться к своим поставкам и быть бдительной по отношению к своим контрагентам. Например, десять лет назад Volvo оштрафовали за поставку армированных шасси в Иран. Потом из этих шасси сделали БТР, а виноватой осталась шведская компания.

Тематику санкционного комплаенса развил Евгений Глазов, директор по этике и комплаенсу AB InBev Efes. Изменения в санкционных списках происходят часто, поэтому нужно постоянно мониторить изменения. Кроме того, санкционный риск могут создать многие страны: США, Канада, ЕС, Великобритания и другие. Но одна из самых больших проблем – низкая доступность информации по корпоративной структуре подсанкционных организаций.

Сергей Таут говорил про комплаенс в сфере закупок. «До сих пор широкая практика подобных рисков возникает в сфере закупок. Поэтому к этой теме привлечено много внимания со стороны государства и министерств», – отметил эксперт. Поэтому нужно выстраивать особую политику в пределах компании. Эксперт советует выявить наиболее подверженные коррупции критерии, которым подразделение по профилактике коррупционных нарушений будет уделять наибольшее внимание.

Политика проведения закупок должна быть максимально детализирована и исполняема. Немаловажно, чтобы все комплаенс-политики компании были выдержаны в едином духе и взаимно интегрированы.

Сергей Таут

Кроме того, необходимо работать с информацией. Можно попросить сотрудников ежегодно добровольно подавать декларации о возможной заинтересованности, а также проводить личные беседы с сотрудниками.

Евгений Богатырев, директор по правовым вопросам «3М Россия», рассказал про антифрод-комплаенс и практику корпоративных внутренних расследований. Нужно быть готовым принимать сообщения от любого человека, не только от сотрудников. «В моей практике был случай, когда один из контрагентов сообщил, что есть признаки злоупотреблений одного из менеджеров», – подчеркнул юрист. Этим в компании занимается отдел расследований: он изучает всю информацию, документирует каждое действие в рамках расследования и в конце-концов готовит отчет для дисциплинарного комитета. А служба безопасности на стадии предварительного следствия контактирует с госорганами вроде МВД или СКР.

В таком виде комплаенса есть множество трудностей, например, невозможность получения персональных данных и нарушение тайны личной жизни. Но сотрудники, приходя на работу, зачастую сами дают согласие на те или иные действия. Такие согласия нужно сохранять, советует эксперт. Также важен принцип непреследования, даже за откровенные поклепы. «Ценность получения достоверной информации перекрывает все полученные недостоверные сведения. За само сообщение ничего не будет», – уверен эксперт.