Альтернатива западным арбитражам: где судиться российскому бизнесу
Как эпидемия повлияла на арбитражи
На фоне пандемии число разбирательств в третейских судах по всему миру значительно увеличилось. Рекордное количество новых дел в прошлом году получили Лондонский международный арбитраж и Суд при Международной торговой палате. А у Сингапурского арбитражного центра рост принятых заявлений составил 165% по сравнению с 2019-м. У их российских коллег та же ситуация. За 2020 год мы получили на 30 % больше исков, чем в 2019-м, а в текущем году нам уже пришло такое же количество исков, рассказывает ответственный администратор Российского арбитражного центра (РАЦ) Юлия Муллина.
С учетом продолжающейся эпидемии коронавируса, которая негативно влияет на бизнес, эта нагрузка будет только увеличиваться в дальнейшем, прогнозирует партнер АБ Иванян и партнеры Андрей Горленко.
Кроме того, сократился цикл от заключения договора до подачи иска в арбитраж. Если раньше средний такой срок занимал три-пять лет, то во многих институтах по большинству споров этот период сократился до одного–двух лет, говорит партнер АБ КИАП Анна Грищенкова: «Все из-за того, что из-за пандемии незапланированно случились дефолты по большому количеству сделок».
Еще одна коронавирусная тенденция – почти полный переход многих разбирательств в виртуальный формат. Арбитраж более адаптивен, чем государственные суды, и может оперативно реагировать на внешние обстоятельства, подчеркивает советник АБ ЕПАМ Ольга Цветкова: «Большинство действий в нем шли дистанционно и до пандемии». А год назад в онлайн перешли и сами слушания. В некоторых случаях по-прежнему оправданы очные заседания, констатирует юрист: «Арбитры стараются учитывать все факторы и при необходимости двигают график разбирательства или рассматривают разные локации, чтобы обеспечить возможность лично выслушать стороны и их свидетелей».
Тем не менее в рамках нынешних реалий дистанционное правосудие – это самый удобный вариант, считает большинство опрошенных Право.ru экспертов. Теперь из любой страны, где нормально работает интернет, можно вести разбирательство в третейском суде, включая онлайн слушание со свидетелями, экспертами и перекрестными допросами, делится Грищенкова.
У РАЦ с 2018 года все дела ведутся в электронной системе. Именно она и повсеместный переход на видеоконференцсвязь в период самых жестких ограничительных мер позволили нам продолжать администрирование бесперебойно, признается Муллина. «Дистанционка» арбитражей упрощала и ускоряла работу, соглашается с коллегами Чиликов.
Пандемия – окно возможностей для арбитража, чтобы усовершенствовать те процессы, изменения в которых уже назрели.
Кто-то жалуется на отсутствие «эффекта присутствия» при допросах свидетелей и экспертов онлайн, но я не вижу здесь значимой проблемы, говорит партнер Petrol Chilikov Егор Чиликов. По его мнению, качественное правосудие можно делать онлайн: «Просто к каким-то вещам нужно привыкнуть, но не более того». Именно поэтому многие наработанные в пандемию практики, скорее всего, останутся надолго, уверен эксперт.
Где и почему предпочитает судиться российский бизнес
Выбор арбитража всегда зависит от множества факторов – цены и важность спора, личности контрагента, отраслевой специфики дела, места исполнения сделки. На фоне пандемии предпочтения российского бизнеса не изменились. В приоритете для них иностранные третейские суды, утверждает советник Allen&Overy Андрей Панов. Если сравнивать исключительно количественные показатели, то наши арбитражи рассматривают больше дел с участием российских сторон, чем иностранные. Но обычно за границу уходят более сложные и дорогие споры, говорит эксперт.
По меркам российских третейских судов дело на $500 000 считается довольно крупным, а число споров с ценой иска более $1 млн можно вообще по пальцам пересчитать, делится статистикой Панов. В иностранных арбитражах, наоборот, подобная цифра – это минимальная сумма, начиная с которой стоит вообще идти судиться.
По большому счету, при выборе арбитража есть один самый главный фактор – кто будет вашими арбитрами. Есть хорошая поговорка на рынке – «ваш арбитраж хорош настолько, насколько хороши арбитры». Хороший арбитр «вытащит» разбирательство на качественный уровень даже в рамках не самых лучших арбитражных правил или практик по месту арбитража.
Если говорить о тенденциях последних лет, то российский бизнес еще до пандемии стал отдавать предпочтение азиатским арбитражным институтам. В первую очередь, Сингапурскому и Гонконгскому международным арбитражным центрам (SIAC и HKIAC), отмечает руководитель практики международных судов и арбитража юридической компании ЮФ Пепеляев групп Екатерина Лебедева. По ее словам, такой выбор обусловлен двумя главными факторами:
– изменилась география контрагентов (у российских компаний стало больше партнеров из Азии, судиться с которыми целесообразно в юрисдикциях, где возможен максимально оперативный доступ к их активам);
– дороговизна и длительность рассмотрения дел в LCIA (правила и процедуры гораздо более молодых азиатских арбитражей обладают рядом очевидных преимуществ).
А из-за продолжающегося санкционного давления российский бизнес в ближайшем будущем будет все больше присматриваться именно к азиатским и отечественным площадкам, уверен Горленко.
Альтернатива в Казахстане
Одним из таких новых мест для разрешения коммерческих споров является площадка МФЦА, на которой представлены два независимых органа: Международный арбитражный центр (МАЦ) и Суд МФЦА, которые работают с 2018 года в соответствии с лучшими международными стандартами. Оговорки Суда МФЦА и МАЦ включены в более чем 5000 коммерческих контрактов в качестве места для разрешения споров. Двумя органами уже рассмотрено 536 дел, из них 15 в Суде МФЦА и 521 в МАЦ.
В 2021 году Суд МФЦА вынес решения по трем спорам: все они касались интересов крупных компаний. Представитель работников итальянской Gruppo RF Kazakhstan через арбитраж добивался, чтобы иностранцы выплатили долги по зарплатам. Зарубежное предприятие строит в Казахстане химический комплекс. По решениям этого же суда в текущем году провели реорганизацию: фирма «дочки» российского Сбера – BiZone Kazakhstan Ltd и агропромышленный холдинг Unicorn Crops Limited. Первая помогает создавать в Казахстане единую платформу для оказания услуг кибербезопасности. Вторая развивает сельскохозяйственные компании, расположенные в нескольких местных регионах.
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов говорит, что все чаще слышит от знакомых предпринимателей рекомендации судиться в Суде МФЦА и МАЦ: «Они могут быть вполне подходящей альтернативой традиционным местам разрешения споров».
Пандемия показала, что наибольшим интересом у бизнеса пользуются арбитражные институты, которые предлагают максимально гибкие процедуры при относительно небольших сборах, замечает Муллина. А в Суде МФЦА и МАЦ как раз до 31 декабря 2021 года не взимаются судебные и арбитражные сборы за подачу заявлений, администрирование и проведение слушаний. Кроме того, электронная платформа eJustice и онлайн-слушания позволяют бизнес-сообществу на 100% использовать судебные и арбитражные услуги из любой точки мира без физического присутствия в Казахстане. Все споры в период карантина были разрешены с применением данных технологий.
Помимо этого, Суд МФЦА предоставляет юристам широкие права на представление интересов сторон в суде. На сегодняшний день 281 юрист из 25 стран, включая Россию обладает этим правом.
Нынешний председатель Суда МФЦА Лорд Манс подчеркивает, что в 2021 году они поставили для себя несколько целей:
– Программа по привлечению сторон в использовании услуг Суда МФЦА.
– Запуск новых услуг по разрешению споров, включая удобную для пользователей Программу обслуживания клиентов.
– Совершенствование процедуры исполнения решений Суда МФЦА, включая инициативу по исполнению судебных решений по денежным вопросам, направленную на распространение исполнения решений Суда МФЦА в иностранных судах.
– Повышение международного признания с возможностью расширения юрисдикции Суда МФЦА на территории всей Центральной Азии.
Что такое МФЦ «Астана»
Чтобы модернизировать экономику Казахстана, шесть лет назад там начали создавать международный финансовый центр по указанию президента страны. Новый институт наделили особым правовым статусом с юрисдикцией английского права. МФЦ «Астана» начал работать 1 января 2018 года. За три с небольшим года его резидентами стали более 845 компаний из более чем 53 стран мира.
У МФЦА две основные «аудитории». Первая – глобальные инвесторы, желающие работать в странах евразийского региона. Для них эта площадка является удобной «точкой входа» в регион и платформой с понятными условиями работы. Вторая – бизнес из стран евразийского региона, стремящийся привлечь внешние капиталы.
На площадке МФЦА действует мягкий налоговый режим. Так, участники МФЦА освобождаются до 1 января 2066 года от уплаты корпоративного подоходного налога по доходам от целого ряда услуг: брокерских, дилерских, андеррайтинговых услуг, услуг по инвестиционному управлению активами инвестфондов, а также от обеспечения выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг инвестиционных фондов, услуг перестрахования и страховых брокерских услуг, банковских услуг исламского банка и др. Иностранные сотрудники компаний, зарегистрированных в МФЦА, до 2066 года также освобождены от уплаты индивидуального подоходного налога, если работают в компании, оказывающей все вышеперечисленные услуги. Физические лица также освобождены от индивидуального и корпоративного налогов по доходам от реализации ценных бумаг, торгующихся на бирже МФЦА, по доходам от полученных дивидендов по акциям компаний-участников МФЦА и др. Кроме этого в МФЦА создан и комфортный визовый режим: работающие здесь иностранцы и члены их семей получают въездную визу в Казахстан на 5 лет, а граждане стран ОЭСР, ОАЭ, Малайзии, Сингапура и целого ряда других стран получают право на безвизовый въезд сроком до тридцати календарных дней.