Практика
11 августа 2021, 9:15

Права на валюту WebMoney можно защитить в суде, подтвердил ВС

Один пользователь WebMoney продал другому виртуальную валюту этой системы за настоящие доллары. Юридически это выглядело как возмездная уступка права и проводилось через WebMoney. Покупатель получил виртуальные деньги, но платить за них не стал. Тогда продавец пошел в суд. Три инстанции отказались ему помогать. Виртуальные деньги не считаются объектом гражданских прав и в суде не защищаются, решили они. Но у Верховного суда другое мнение. Ведь валютой WebMoney можно оплачивать даже налоги и штрафы государству.

Летом 2019-го Юрий Жаров* по нескольким договорам цессии передал Михаилу Гаврилину* 5 000 WMZ в международной системе расчетов WebMoney. Там WMZ — эквивалент доллара США. За 5 000 таких титульных знаков Гаврилин должен был выплатить почти $6000, но не сделал этого.

Ненастоящие деньги

Чтобы получить свои деньги, Жаров обратился в Курчатовский районный суд Челябинска. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что Гаврилин снялся с регистрационного учета в России и уехал за границу. Найти его не удалось, поэтому первая инстанция оценила только доводы истца. Тот объяснял, что валюта WebMoney используется в реальном мире. Ей можно оплачивать даже госпошлины, налоги и штрафы. Но первую инстанцию эти аргументы не убедили. 

Объектом цессии могут быть только материальные блага и настоящие деньги, пояснил суд. Виртуальные деньги — это не средства платежа, которые используются в России. А значит, уступать их по договору цессии нельзя. Гражданский кодекс не поможет взыскать плату за передачу титульных знаков системы WebMoney, так как это не деньги, а объекты «иной правовой природы», объяснил райсуд и в иске отказал (дело № 2-5227/2019). 

Отменить решение ни в апелляции, ни в кассации не удалось. Тогда Жаров пошел в Верховный суд.

Деньги бывают разными

В Верховном суде спор рассмотрела коллегия под председательством Сергея Асташова (дело №48-КГ21-3-К7). Судьи заметили, что WMZ часто приобретают за реальные деньги — пополняют кошелек WebMoney с банковской карты или счета. Нижестоящие инстанции зря не обратили внимание и на довод Жарова о том, что WMZ используются в жизни как обычные деньги, добавила «тройка». 

Нарушение прав, связанных с цессией титульного знака системы интернет-платежей, можно защитить в гражданском процессе, полагает ВС. Районный суд не объяснил, какой нормой закона руководствовался, когда делал иной вывод, указала коллегия и велела пересмотреть спор. К его разрешению Курчатовский суд приступил в августе 2021-го (дело № 2-3802/2021). 

Споры о судьбе обязательств по валютам WebMoney возникают регулярно, говорит Дмитрий Кириллов, старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP. «Мне известны дела 2012, 2015 и 2018 годов, где суды отказывали в удовлетворении исковых требований», — рассказывает эксперт. Суды уже не раз отказывались признавать WMZ объектами гражданских прав, подтверждает  Натали Леонтьева, юрист практики FinTech O2 Consulting. Определение ВС может переломить эту практику, считает она.

Строго говоря, Верховный суд не сформулировал четкую правовую позицию по этому вопросу, добавляет Дарья Носова, руководитель практики FinTech O2 Consulting. Зато наметил вектор для квалификации валюты WebMoney. Суды отказались признавать WMZ объектом гражданских прав, но перечень таких объектов открытый, напоминает юрист. 

Самым правильным вариантом видится признание WMZ иным имуществом в контексте ст. 128 ГК. Но закрепится ли этот подход в актах нижестоящих судов, пока однозначно сказать нельзя.

Дарья Носова, руководитель практики FinTech O2 Consulting

После появления закона о национальной платежной системе WebMoney всячески старался уйти от статуса оператора электронных денег, чтобы не выполнять дополнительные обязанности, объясняет Максим Али, руководитель практики IP/IT Maxima Legal. У сервиса достаточно сложная структура документов. К примеру, операции с каждым видом  внутренней валюты регулируются отдельными соглашениями. 

Позиция нижестоящих судов поставила под угрозу стабильность отношений в популярном сервисе, считает юрист. WebMoney существует больше двадцати лет, для онлайн-покупок им пользуются примерно треть россиян. ВС применил справедливый подход, который защищает интересы всего гражданского оборота, уверен Али.

Будем надеяться, что ВС продолжит признавать виртуальное имущество объектом прав. Такая проблема существует и при продаже виртуальных игровых объектов — персонажей или виртуального оружия — за реальные деньги. Суды нередко применяют к таким отношениям правила об играх и пари и отказывают игрокам в судебной защите.

Максим Али, руководитель практики IP/IT Maxima Legal

* Имена и фамилии изменены редакцией.