Практика
17 февраля 2022, 19:12

Допросы, проверки и новые методы контроля: как общаться с налоговой

Налоговых проверок становится все меньше — это хорошая новость. Плохая — если к вам пришли с проверкой, значит, налоговый орган на 200% уверен, что есть нарушения, и в таком случае вас почти неизбежно ждут существенные доначисления. Избежать этого можно разными способами — внедрить систему налогового мониторинга или очень ответственно подходить к выбору контрагентов и бережно хранить всю информацию о них. Участники традиционной налоговой конференции «Право.ru» дали и другие советы о том, как избежать налоговой ответственности в 2022 году.

Неработающая апелляция и молчаливое согласие налоговой

Один из главных трендов налогового контроля сейчас — переход от постконтроля результатов деятельности к текущему автоматизированному контролю операций. Теперь если инспекция приходит на проверку, она приходит уже подготовленной, чтобы закрепить те выводы, что были сделаны при текущем контроле, рассказала партнер Пепеляев Групп Ксения Литвинова. «Позиция инспекции, которая выходит на проверку, согласовывается с вышестоящим налоговым органом. Это приводит к тому, что стадия апелляционного обжалования становится формальностью. Вы подаете апелляцию, но должны понимать, что негласно этот орган уже одобрил решение», — предупредила эксперт.

Кроме того, налоговая стремится к увеличению объема «добровольных» корректировок. Поэтому большое значение теперь имеют побудительные мероприятия — общение с налоговыми органами еще до начала проверок. Надо определиться с правовой позицией уже на стадии первого ответа, советует юрист. «Если вы пишете какое-то объяснение, почему заключили сделку или для какой цели приобретали услуги, нужно сразу занимать определенную позицию. Ее изменение в дальнейшем выглядит «не очень», — уверена Литвинова. Если вопросы возникли к контрагенту, можно попросить у налоговиков информацию о том, на чем основаны подозрения. Это стоит сделать еще до принятия решения.

Если удастся прийти к каким-либо договоренностям с налоговым органом, это лучше закрепить формально, уверена юрист.

А партнер Пепеляев Групп Андрей Терещенко обратил внимание на одну из благоприятных для налогоплательщиков тенденций, возникших в последние годы в российских судах, — о защите правомерных ожиданий налогоплательщика. Еще в 2018 году Верховный суд указал: если налоговики долгое время явно, последовательно и безусловно одобряли режим налогоплательщика, то они не могут предъявлять к нему претензии.

С годами этот принцип трансформировался, и теперь «молчаливое принятие» порядка налогообложения уже не рассматривается основанием для возникновения у налогоплательщика правомерных ожиданий и признания решения налогового органа о доначислении незаконным. Но и в этом случае речь идет только о законных решениях налогового органа. Если они были ошибочными, принцип не защищает от возможности ретроспективного пересмотра позиции, рассказал юрист со ссылкой на постановление АС Московского округа по делу № А41-12777/2021.

Даже если мы доказали факт правомерных ожиданий, это уже не может стать основанием для оспаривания доначисления. Можно побиться за пени и штрафы, но не за саму налоговую недоимку.

Андрей Терещенко

Налоговики активно зазывают компании в систему налогового мониторинга, рассказала партнер Пепеляев Групп Наталья Коваленко. На седьмой год развития этого института в нем участвует уже 340 компаний, хотя начиналось все с семи. Применение налогового мониторинга позволяет привести в порядок всю документацию и помогает настроить систему внутреннего контроля в организации. Не стоит забывать и про ускоренный порядок возмещения НДС и акцизов и сокращенный список оснований для проверок. «Никому и никогда не назначали выездных налоговых проверок. Я думаю, это изменится, когда наберется критическая масса компаний, которые можно проверять», — уверена юрист. Также ФНС признает участников налогового мониторинга добросовестными налогоплательщиками, хотя формально это нигде и не прописывается.

Но есть и неоднозначные аспекты. Прежде всего, переходить на налоговый мониторинг дорого, предупредила Коваленко. Кроме того, его результаты не защищены от пересмотра при выездной налоговой проверке. А в спорных ситуациях налоговая служба может занять «пробюджетный» подход, и тогда компания может пожалеть о раскрытии информации.

Допросы и налоговый комплаенс

Обсуждению особенностей налогового контроля на конференции выделили целую сессию. Тренд, характерный для всех стадий налогового контроля, — налоговые органы обрабатывают огромные массивы данных и документов, полученных из различных источников. Об этом рассказала руководитель практики по урегулированию споров с государственными органами PwC Раиса Алексахина. А еще госорганы все теснее работают друг с другом: налоговики так или иначе получают информацию от всех своих коллег-чиновников из других ведомств. «Подавая документы в любой госорган, мы должны понимать, что он может оказаться на столе у налоговых органов», — предупредила юрист.

Кроме того, налоговики пользуются не только информацией от других госорганов, но и данными из любых источников — даже соцсетей. Алексахина ожидает, что роль предпроверочного анализа в деятельности налогового органа будет только усиливаться.

Подходы, которые демонстрируются при взаимоотношениях с налоговой и судами, отличаются разнообразием, присущим каждой стадии налогового контроля. «Цели поменялись. Каждая стадия налогового контроля стала отвечать своим задачам».

Когда у компании появляется налоговый разрыв, сразу начинаются мероприятия контроля, в том числе приглашения на допросы. С началом 2022-го налоговый орган начал рассылать приглашения на допросы, поделился управляющий партнер Налогового бутика ADWIN Александр Диянов. Свидетельские показания играют большую роль в налоговых спорах, поэтому на такие допросы нужно приходить готовым. Поэтому стоит перед походом в налоговый орган самостоятельно проанализировать сделку с контрагентом, которая вызывает подозрения у ФНС.

Налоговый орган задает вопросы либо когда у него нет никакой информации, либо когда у него есть какие-то подозрения, которые он хочет подтвердить.

Александр Диянов

На таких допросах стоит отказаться от вымыслов и домыслов — не нужно делать никаких догадок. Это могут отразить в протоколе, что усложнит дальнейшее оспаривание, предупредил Диянов. Не надо торопиться, лучше обдумать ответ и сформировать его в максимально конкретных формулировках. А после допроса надо обязательно перепроверить соответствие протокола допроса реальному ходу беседы и получить копию документа, советует юрист.

Чтобы отбиться от претензий, необходимо внедрять в компании целую политику, в которой все документы и информацию по контрагенту необходимо собирать заранее, уверен Александр Лемчик, управляющий партнер Лемчик, Крупский и партнеры Само наличие документа, который подтверждает такую политику, уже поможет. В этом документе нужно закрепить конкретных лиц, ответственных за внутренний контроль.

Можно готовиться к вопросам, которые задает налоговая, когда уже приходит требование. Но в этот момент уже достаточно сложно собрать что-то по контрагенту — лучше это делать заранее, когда отношения только начинаются.

Александр Лемчик

Международные налоги: взгляд в будущее

За последние годы Россия пересмотрела международные налоговые соглашения с Кипром, Мальтой и Люксембургом — вместо льготных 5% ставка по дивидендам стала 15%. А с Нидерландами денонсировали соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН). Руководитель практики ТЦО и международного налогообложения TAXOLOGY Любовь Старженецкая напомнила, что уже в ближайшее время Россия может денонсировать аналогичные соглашения со Швейцарией, Сингапуром и Гонконгом.

А еще в декабре 2021-го Минфин представил проект изменения перечня офшорных юрисдикций. В перечень государств и территорий, используемых для офшорного владения активов РФ, хотят включить 57 стран, в том числе Кипр, Швейцарию, Ирландию, Мальту и некоторые штаты США. «Этот список не заменяет полностью список 2007 года для налоговых целей. Новый будут применять в основном для бюджетных целей, например для ограничения субсидий», — пояснила эксперт. При этом она добавила: «Я убеждена, что налоговые последствия этот приказ будет иметь». Поэтому юрист посоветовала пересмотреть свои налоговые структуры, если они расположены в юрисдикциях из нового перечня.

Тему «международных» налогов продолжил юрист практики разрешения налоговых споров Mazars Александр Гринько, который остановился на основных рисках в трансграничных операциях российских налогоплательщиков. 

При оказании услуг внутри группы налоговые органы проверяют не только формальную первичную документацию, но и информацию, которая сможет подтвердить конкретную их ценность. Еще один риск — переквалификация роялти иностранным акционерам в дивиденды. В деле № А33-5437/2020 c этим столкнулась фирма «Джонсон Матти Катализаторы». «Это дело содержит достаточно абсурдную претензию, что если знание ноу-хау были получены российским налогоплательщиком ранее, то это не является ноу-хау и за это можно не платить. Этот пункт абсурден в своей основе», — отметил юрист.

В 2022 году ФНС планирует внедрить систему контроля за трансграничными операциями, напомнил Гринько. Уже сейчас ФНС из информационного массива ЦБ получает данные о переводе денег в иностранные юрисдикции, а налоговики оценивают их по трем категориям риска. «Трансграничные операции на уровне денег уже находятся под самым пристальным вниманием», — предупредил эксперт.

А партнер KPMG Галина Акчурина рассказала о практике применения ст. 54.1 НК по трансграничным сделкам. Налоговики проверяют реальность и цель сделки, возможную умышленную недостоверность квалификации переводов и операций и фактического исполнителя по договору.

Если уже дошло до разбирательства, важно доказать, что умысла на экономию по налогам не было, поэтому стоит собирать доказательства, что зарубежный контрагент полностью заплатил все налоги. Это не помешает применить статью 54.1, но может помочь в споре.

Когда мы структурируем трансграничные сделки, нам нужно, чтобы в команде были специалисты, прежде всего, по налоговому законодательству, а также эксперты по валютному контролю и, конечно, специалисты таможенные — если речь идет о продаже товаров за пределы России.

Галина Акчурина

«Все чаще мы видим попытки обвинять предпринимателей в том, что деньги перечисляются по подложным документам. Такая переквалификация может стать основой для применения «валютных» норм УК», — предупредила юрист. Каждая вторая выездная налоговая проверка происходит с участием правоохранительных органов, рассказала Акчурина, поэтому внимание к трансграничным сделкам самое пристальное.

Криптовалюты: как платить налоги?

Все больше энтузиастов вкладываются в криптоактивы. «Этот пласт инвесторов уже сталкивается с непростыми налоговыми вопросами, потому что ФНС прекрасно понимает: если люди зарабатывают, с них нужно получить деньги в бюджет», — отметил советник Lidings Дмитрий Кириллов.

Государство пока не определилось, что такое криптовалюта с точки зрения гражданского и налогового права. Это не ценные бумаги, поэтому изначально любая реализация облагается НДС, в отличие от традиционных активов, по которым налог от продажи в некоторых случаях можно не платить. Хотя есть законопроект, который освобождает сделки с «криптой» от НДС, но он пока не добрался до второго чтения в Госдуме и, возможно, никогда не доберется, учитывая нынешние споры Минфина и ЦБ о правилах регулирования криптоактивов.

Саму криптовалюту декларировать никак не нужно, отметил юрист. Но есть и другие проблемы — сложность с определением рыночной стоимости криптоактивов. Ведь курс постоянно плавает, а органов, которые фиксируют официальный курс, не существует. А еще всегда есть риск, что человека могут признать предпринимателем, если он занимается торговлей криптовалютой на постоянной основе. За незаконное предпринимательство грозит ответственность вплоть до уголовной, напомнил Кириллов.

Удобнее всего сейчас платить налоги, учитывая криптовалюты как финансовые вложения. Тогда подсчитать размер налогооблагаемой базы можно, вычтя из доходов расходы, посоветовал юрист.

Наши следующие конференции

В марте «Право.ru» проведет сразу пять конференций, на которых вы сможете узнать много нового и пообщаться с опытными юристами.

17 марта — Ответственность топ-менеджеров компании: взыскание убытков, субсидиарная и уголовная ответственность

22 марта — Правовые вызовы и возможности в эпоху санкций

24 марта — Комплаенс: построение эффективной системы в компании

29 марта — Противодействие корпоративному мошенничеству и поиск активов

31 марта — Рынок недвижимости и строительства в 2022 году: юридические риски