Внешнее управление иностранными компаниями: как это работает
13 апреля 2022 года депутаты внесли в Госдуму законопроект № 104796–8 «О внешней администрации по управлению организацией».
Авторы инициативы предлагают вводить внешнее управление в организациях, которые решили уйти с российского рынка после начала санкций. По их мнению, подобная мера поможет защитить интересы граждан, сохранить рабочие места и поддержать экономику России. Нововведение коснется не менее 10% компаний, которые приостановили свою деятельность в РФ.
В пояснительной записке к проекту указано, что внешняя администрация будет назначаться по решению суда для организаций, которые имеют «существенное значение» для российской экономики и гражданского оборота. При этом 25% акций или долей таких компаний должны принадлежать иностранным лицам.
Важной для экономики будет считаться компания, которая:
занимается производством товаров первой необходимости;занимает крупную долю на рынке (монополист или занимает доминирующее положение);является градообразующим предприятием (обеспечивает 25% рабочих мест в населенном пункте);включена в цепочку поставок значимых производств.Кроме того, внешнее управление введут в любой компании, прекращение деятельности которой может привести к катастрофам, увеличению цен для потребителей, а также к невозможности эксплуатации социально значимых объектов.
Внешняя администрация будет назначаться по инициативе руководителя отраслевого министерства или главы региона, где работает организация. Эти лица должны направить предложения в межведомственную комиссию при Минэкономразвития. После чего, в случае согласия комиссии, ФНС подает иск в Арбитражный суд города Москвы, который должен рассмотреть требование о назначении внешнего управления в течение семи дней.
Функции внешней администрации авторы инициативы предлагают передать госкорпорации «ВЭБ.РФ» или иной организации, которую предложит межведомственная комиссия. Работу управляющего будет оплачивать сама организация по правилам, которые должно установить правительство.
Внешнее управление может быть назначено двумя способами:
1. Передача администрации в доверительное управление акций или долей организации.
2. Передача администрации полномочий руководителя организации.
Такие формы управления будут действовать 18 месяцев, после чего их можно будет продлить на тот же срок.
Межведомственная комиссия также может прекратить работу внешней администрации досрочно:
по просьбе собственников компании, если они планируют продать свои доли или устранить обстоятельства, из-за которых назначили внешнее управление;при ликвидации компании;при возбуждении дела о банкротстве.Полномочия ликвидатора или конкурсного управляющего авторы проекта предлагают передать внешней администрации. Кроме того, она будет иметь преимущественное право на приобретение акций или долей организации, а также ее имущества.
Спорная мера
Эксперты отмечают, что проект существенно отличается от первоначально обнародованной редакции. Он не содержит признаков национализации. Механизм, предусмотренный в законе, представляет собой одну из форм отстранения органов управления от руководства компанией, поясняет Андрей Переладов, сопредседатель КА «Регионсервис»
Наталья Колерова, советник АБ S&K Вертикаль, считает, что авторы закона также установили более взвешенный и социально ориентированный подход к выбору организаций для внешнего управления. Ранее фирмы отбирались исходя из балансовой стоимости их активов и численности работников. Но в последней версии инициативы создатели проекта ввели иные критерии, связанные со спецификой деятельности предприятия и его важностью для населения, указывает юрист.
По мнению Колеровой, введение внешнего управления в отношении компаний, которые прекратили деятельность в связи с политической обстановкой, а не в силу объективных экономических причин, вполне соответствующая мера реагирования государства.
Похожие процедуры в условиях санкций вводят и другие страны. Так, 4 апреля 2022 года Минэкономики и климата Германии вынесло приказ, в соответствии с которым бывшую дочернюю компанию «Газпрома» Gazprom Germania GmbH передали под управление Федерального сетевого агентства ФРГ до 30 сентября 2022 года. По сути, немецкое правительство захватило контроль над предприятием, которое имеет стратегическое значение для Германии и других стран Евросоюза, считает Варвара Кнутова, партнер «Сотби»
По мнению эксперта, законодательная инициатива российских депутатов носит менее жесткий характер по сравнению с мерами ФРГ. Цель отечественного законопроекта — сохранение баланса между национальными интересами и интересами иностранных инвесторов, которые могут захотеть вернуться на российский рынок, указывает Кнутова. Кроме того, в соответствии с проектом временную администрацию должен назначать суд, а не правительство. При этом у инвесторов будет возможность при желании заявить возражения, отмечает эксперт.
Законопроект также учитывает интересы собственников иностранного бизнеса, указывает Алексей Станкевич, партнер Orchards
Выгодоприобретателями доверительного управления останутся собственники акций. При этом доход, полученный внешней администрацией по итогам управления, будет выплачиваться бенефициару.
Но при этом закон никак не защищает интересы резидентов РФ, которые обладают правом участия в таких организациях, несмотря на то, что проект идейно направлен на защиту интересов именно отечественных предпринимателей, отмечает Переладов. Эксперт также считает, что назначение внешней администрации может привести к обесцениванию активов компании. При этом организации при вводе внешнего управления, скорее всего, утратят хозяйственные связи и рыночные ниши, указывает юрист.
Стратегическим последствием внешнего администрирования будет череда банкротств предприятий, в рамках которых самые ценные активы, ушедшие при внешнем управлении, будет невозможно вернуть в конкурсную массу.
Будет ли такое управление эффективным?
Функции внешней администрации авторы инициативы предлагают передать госкорпорации «ВЭБ.РФ» или иной организации, которую предложит межведомственная комиссия. Ранее создатели проекта также собирались предоставить внешнее управление финансовыми организациями Агентству по страхованию вкладов.
Александра Алфимова, старший юрист практики банкротства и реструктуризации «Savina Legal», полагает, что внешняя администрация не будет преследовать цель эффективного управления компанией в долгосрочной перспективе. Основная задача внешней администрации заключается в том, чтобы обеспечить передачу под контроль российских лиц путем замещения активов и создания на базе имущества фирмы новой, уверена эксперт.
Кроме того, из законопроекта не следует, что к внешней администрации в целом будут предъявляться какие-либо требования для эффективного управления предприятием даже в этот период, указывает Александр Шарапов, юрист «КСК ГРУПП» Также неясно, как будут работать компании, деятельность которых будет ограничена из-за запретов на поставку товаров или проведения платежей, отмечает эксперт.
Юлия Литовцева, партнер «Пепеляев Групп», обращает внимание, что зависимость от технологий, квалифицированного иностранного персонала, сырья, комплектующих и других товаров иностранных контрагентов может оказаться непреодолимым препятствием для сохранения бизнеса иностранных компаний. С учетом этого вводу внешнего управления должна предшествовать экспертиза на предмет реалистичности сохранения деятельности организации, уверена эксперт.
При этом не все юристы с настороженностью относятся к возможностям внешней администрации.
Полагаю, что все выбранные авторами проекта корпорации зарекомендовали себя как профессиональные управленцы активами. В силу госучастия они ориентированы на интересы государства и его социальную функцию. Я не разделяю опасений, что они не смогут обеспечить эффективное управление.
Безусловно, сложно спорить, что многие иностранные компании обладают совершенно иным пониманием управления процессами, расчета экономических моделей и систем контроля качества, но это не повод, чтобы отдавать ситуацию на откуп текущему развитию событий, считает Колерова.
По мнению Сергея Стороженко, управляющего партнера компании «Стороженко и партнеры», работа внешней администрации будет напрямую зависеть от ее задач и специалистов, которые будут осуществлять управление. В случае если в администрации будут работать эксперты в области антикризисного управления и ее деятельность действительно будет нацелена на сохранение бизнеса, а не на распределение активов, то успешное управление будет возможно, считает юрист.
Самостоятельная помощь бизнесу
Если иностранные компании действительно считают свой российский бизнес значимым, то они должны самостоятельно принять меры, чтобы обеспечить работу в современных реалиях, уверена Колерова. По мнению эксперта, для этого зарубежные собственники организаций могут передать свои активы в доверительное управление самостоятельно, а не по решению суда.
Эффективной защитой также может стать уменьшение доли иностранных лиц в капитале организации до 25%, так как в таком случае компания не будет попадать в перечень лиц, рискующих получить внешнее администрирование, отмечает Алфимова.
Кроме того, закон предусматривает возможность досрочного прекращения внешнего управления по инициативе собственников компании, напоминает Антон Красников, партнер «Сотби» Для этого владельцу необходимо обратиться в межведомственную комиссию при Минэкономразвития с заявлением о прекращении полномочий внешней администрации. При этом он должен будет принять на себя обязательства по продаже бизнеса или устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения внешней администрации.
Но неясно, какой стандарт доказывания будет применяться в этом случае, отмечает Иван Стасюк, советник юридической компании РКТ Например, должен ли собственник предоставить договор с покупателем и доказательства уплаты аванса или комиссии будет достаточно публичного сообщения о продаже бизнеса. Кроме того, если собственник не выполнит объявленные условия, то на предприятии вновь введут внешнюю администрацию.
Нужны ли доработки?
По мнению Шарапова, законопроект нуждается в существенных доработках. Сейчас там нет ответственности внешней администрации за ее действия в период исполнения полномочий. Инициатива, наоборот, предусматривает ограничение ответственности администрации при ликвидации или банкротстве предприятия, отмечает эксперт.
Документ также практически не содержит каких-либо ограничений в деятельности временной администрации. Для ее действий установлено только общее правило о разумности и добросовестности действий, указывает Станкевич. Эксперт предлагает дополнить закон положениями о цели работы временной администрации, ее правами и обязанностями. По мнению юриста, в проекте также можно уточнить критерии выбора организаций, которые могут осуществлять внешнее управление, например с учетом особенностей для отдельных отраслей экономики.
Для повышения эффективности работы предприятия Колерова предлагает включить в состав внешней администрации топ-менеджеров российских компаний, которые успешно ведут деятельность в тех же сферах.