Практика
10 июня 2022, 12:39

Минимум рисков: как не довести бизнес до уголовного дела

Несмотря на мораторий на проверки предприятий и предпринимателей, следователи и налоговики все равно будут очень внимательно относиться к любому бизнесу. А с учетом постоянного ужесточения уголовных законов перспектива попасть под уголовку становится все реальнее. Как коммерсанту минимизировать риски для себя и своих сотрудников, Право.ru рассказали эксперты на традиционной уголовно-правовой конференции.

Новости для тех, кто уезжает и остается

Владимир Китсинг, управляющий партнер Китсинг и партнеры, говорил о «новинках» уголовного законодательства. Например, с 9 марта действует новый порядок возбуждения дел о налоговых преступлениях. Теперь их возбуждают только по материалам из ФНС. Сейчас, по словам эксперта, идет дискуссия между налоговиками и следователями: можно ли возбуждать дело только по решению о привлечении к ответственности или достаточно документов, полученных в результате информационного обмена между ведомствами. «Если победит позиция ФНС, то, вполне возможно, дела будут возбуждаться по 187-й статье УК за неправомерный оборот средств платежей», — предположил юрист. Он поделился практикой, в которой предпринимателей привлекали к уголовной ответственности за заведомо недостоверное назначение платежа. Но есть и позитивный момент. Минюст уже подготовил поправки в УК и УПК, согласно которым правоохранители не смогут возбуждать уголовные дела, если недоимка уплачена. Аналогичным образом «придраться» следователи могут к платежкам и для возбуждения дела по ст. 193.1 УК за валютные операции.

За содействие в исполнении антироссийских санкций по 201-й статье УК сейчас привлечь будет сложно, уверен адвокат Аронов и партнеры Иван Александров, но он такой возможности не исключает. Он предполагает, что именно эта статья станет основной при квалификации действий предпринимателей как содействия санкциям. Кроме того, законодатель продолжает развивать эту тему, и сейчас в Госдуме рассматривают законопроект № 102053-8, но он тормозит: первое чтение должно было состояться 8 июня, но его отложили как минимум на месяц. Против этого законопроекта выступают банки, кроме того, резко отрицательный отзыв на него дало правительство.

Выступление Олега Вышинского, советника по специальным проектам А-ПРО, было посвящено уголовным рискам при релокации бизнеса. По словам эксперта, под этим красивым словом сейчас понимается способ уйти от санкций. Релокация возможна как полная, с прекращением любой деятельности в России, так и частичная, когда фирма просто формально регистрируется в «дружественных» юрисдикциях. 

Все уголовно-правовые риски кроются в полной релокации — прекращении деятельности, продаже имущества, выводе капитала за границу.

Олег Вышинский

Полностью уйти из России сложно: мешают всевозможные ограничения на вывод капитала. Попытки обойти эти ограничения могут привести к уголовной ответственности по множеству составов, предупредил эксперт. Криптовалюты тоже не выход, уверен Вышинский: если с обезличенного кошелька произойдет оплата в пользу какой-либо экстремистской или террористической организации, то это тоже статья. Он рекомендует не искать серых схем и релоцироваться только легально. Нужно обязательно учитывать уголовные риски и действовать с подключением юристов по санкционному и договорному праву. «Чтобы приоритет одного не перебивал другого. До клиента должны быть доведены все положительные и отрицательные моменты», — посоветовал юрист.

Экономический уголовный процесс: советы юристов

Денис Зверев, руководитель практики уголовного права, Андреев, Бодров, Гузенко и Партнеры, напомнил о важности сохранения коммерческой тайны. Он посоветовал установить в компании режим коммерческой тайны, который позволит в случае чего наказать недобросовестных сотрудников. А еще спикер напомнил: следователи не могут изымать предметы или документы с грифом такой тайны, не имея решения суда. Если они все же это сделают, есть смысл обжаловать их действия по ст. 125 УПК. 

Об особенностях такого оспаривания рассказал управляющий партнер Интеллектуальный капитал Роман Скляр. Обжаловать следственные действия стоит не всегда, даже если они проведены с нарушением закона: таким образом можно исправить работу следователя и устранить его недочеты своими руками. Не всегда стоит и обращаться в суд, иногда гораздо эффективнее обжаловать действия у руководителя следственного органа или прокурора. 

Руководитель уголовно-правовой практики Монастырский, Зюба, Степанов & ПартнерыСемен Шевченко рассказал о плюсах обжалования в порядке 125-й статьи. Этот путь дает шанс получить частичный доступ к материалам уголовного дела. Кроме того, открытое судебное заседание допускает присутствие слушателей, включая журналистов. Но у необдуманного обжалования могут быть и нежелательные последствия: возможно, придется раскрывать свои аргументы противоположной стороне. Кроме того, решения по обжалованию действий следствия может стать преюдиционным для рассмотрения дела по существу, несмотря на позицию КС, который прямо запретил учитывать его при вынесении приговора. Рискнуть стоит, например, при оспаривании грубых процессуальных нарушений, не затрагивающих сути дела, советует юрист.

Старший партнер ZKS Андрей Гривцов рассказал о главных ошибках адвокатов в судебных прениях по уголовным делам. Главная и «позорная» ошибка — отсутствие подготовки. «Если вы не понимаете, от чего вы защищаете, не читали материалы дела, то нельзя выступать в прениях, как бы вы ни были красноречивы», — предупреждает адвокат.

Ужасно выглядит выступление в прениях в виде тостов. Вроде говорит человек красиво, а по существу ничего не говорит.

Андрей Гривцов

Еще одна серьезная ошибка — отсутствие письменного текста выступления. Нужно предоставлять этот документ суду, советует Гривцов. Это поможет ускорить процедуры и не допустить искажения протокола судебного заседания. Нельзя игнорировать сильные стороны позиции процессуального оппонента: «Если вам нечего сказать и вы понимаете, что позиция противника настолько сильна, что вы не можете объяснить и опровергнуть ее, значит, у вас слабая позиция». И всегда нужно фиксировать выступления оппонентов и коллег. «Я сразу пишу себе тезисы для контраргументов», — рассказал спикер. А вот длительность выступления в прениях ничего не значит, полагает юрист.

Адвокат TaxСompliance Александр Дмитриев рассказал об особенностях допроса по экономическим уголовным делам. Главное — готовить сотрудников перед походом на допрос к следователю или опрос в налоговой, уверен юрист. Как правило, рядовые сотрудники не слишком осведомлены о структуре управления в организации, поэтому могут давать противоречивые показания, которые потом могут быть использованы против бизнеса. 

Перед походом в СКР важно сформировать правовую позицию, а также проверить все гаджеты и носители информации на предмет чего-либо, что может заинтересовать следователя, и почистить это. «Следует сделать генеральную уборку дома. Следователь может отправиться посмотреть, как вы живете», — посоветовал юрист. Главное на допросе — давать следователю меньше конкретной информации и не отвечать на вопросы не подумав. «Не знаю», «Не помню» — зачастую это правильные ответы на заданные вопросы», — уверен Дмитриев.

Партнер Сотби Дмитрий Савочкин раскрыл «секреты успеха» при подаче гражданского иска по уголовному делу. Юрист рекомендует работать со следствием, соотносить предмет такого иска с обвинением и предоставлять расчеты причиненного ущерба. Для повышения шансов на успех можно привлечь юриста, специализирующемся на гражданском праве, советует эксперт.

Доказательства: альтернативная экспертиза и допустимое недопустимое

Одним из возможных доказательств для защиты от обвинений следствия может стать альтернативная экспертиза, говорит партнер Рустам Курмаев и партнеры Дмитрий Горбунов. Но состязательность в уголовном процессе весьма условная. Суды, например, часто указывают: альтернативная экспертиза выполнена на возмездной основе, что дает основания сомневаться в ее беспристрастности. Поэтому часто в приобщении альтернативной экспертизы просто отказывают.

Когда вы пытаетесь оспорить какую-то экспертизу с точки зрения закона или здравой логики, вам формально заявляют, что нет оснований не доверять заключению эксперта. От вас могут просто отмахнуться.

Дмитрий Горбунов

Поэтому юрист советует всегда подтверждать квалификацию альтернативного эксперта и его специальные познания. А результат работы привлеченного специалиста всегда нужно перепроверять.

Доказательства, полученные с нарушением закона, недопустимы. Но зачастую суды принимают и их, отметил партнер Романов и партнеры Матвей Протасов. Но даже хотя суды чаще отказывают в признании доказательств недопустимыми, заявлять соответствующее ходатайство все равно стоит, уверен эксперт. «Единственный путь к успеху в суде — создание ситуации, когда у суда нет никакой возможности сколь-либо разумно объяснить, почему та или иная ошибка может вообще существовать в этом мире. Если ситуацию можно объяснить техническими ошибками, описками, происками стороны защиты, тогда суд, несмотря на всю убедительность доводов, откажет в ходатайстве стороны защиты», — рассказал он.

Минимизируем риски

Дробление бизнеса несет в себе уголовные риски, отмечает адвокат Николаев и партнеры Сергей Епихин. Ответственность возможна по ст. 199 УК об уклонении от уплаты налогов, а фигурантами дел могут стать как бухгалтеры, так и бенефициары бизнеса. «Дело не в том, что дробить бизнес нельзя, — это делать необходимо. Но это необходимо сделать так, чтобы не допустить тех признаков, которые налоговые органы классифицируют как уклонение от уплаты налогов», — разъяснил эксперт. Основные признаки и критерии незаконного дробления бизнеса содержатся в письме ФНС от 11 августа 2017-го: это, в частности, один центр управления для нескольких компаний, общие ресурсы и отсутствие коммерческой выгоды в создании новой структурной единицы. «Наиболее распространенная ошибка — стихийность. Предприниматель решает дробить и в своем сознании полагает, что все пройдет успешно. Но чаще всего налоговые органы выявляют факторы риска на начальной стадии», — рассказывает Епихин. Поэтому нужно обязательно получать консультацию от юристов и бухгалтеров, ответственно относиться к рискам, советует юрист.

Об уголовно-правовых рисках при исполнении госзаказов рассказал управляющий партнер BGMPСергей Матюшенков. Роль государства в экономике становится еще больше, поэтому желающих работать с ним тоже будет больше. Из-за высокой конкуренции увеличится и уровень контроля, а следовательно, и количество уголовных дел. Нарушения правоохранительные органы будут классифицировать по простым и понятным для них статьям — мошенничество, присвоение или растрата, взяточничество, ожидает юрист.

Как минимизировать риски? Не воровать и не давать взятки.

Сергей Матюшенков

Компания может обезопасить себя с помощью настройки комплаенс-процедур и консультировать сотрудников, чтобы их поведение никак нельзя было расценить как коррупционное. Матюшенков поделился историей, когда сотрудник одной из компаний получил условку за то, что подарил бутылку дорогого алкоголя руководителю госзаказчика. Компания при этом получила административный штраф и лишилась возможности участвовать в тендерах.

Финальное выступление в рамках конференции было у управляющего партнера BKHКРомана Баханца, он посвятил его вопросам уголовно-правового аудита в компании. Рисковые операции, на которые стоит обратить внимание, — появление новых контрагентов и топ-менеджеров, особенно по закупкам и продажам. Диверсификацию и дробление бизнеса тоже обязательно нужно проверять на уголовные риски, как и применение налоговых льгот.