Как компании избежать блокировки счета по 115-ФЗ: свежая практика
С 1 июля 2022 года банковских клиентов разделяют на три группы риска, каждой из которых присвоен свой цвет — зеленый, желтый, красный. Называют эту систему «банковский светофор».
Красный — высокий риск. Это технические компании, которые созданы специально для выстраивания сложных схем и проведения сомнительных операций. По оценке ЦБ, «красных» клиентов 0,7% от всего бизнеса. В силу закона банк будет обязан замораживать их деньги. Желтый — средний риск. Это реальный бизнес, замеченный в проведении подозрительных операций. «Желтых» клиентов, по данным ЦБ, примерно 0,3%. У «желтых» компаний банкиры будут запрашивать документы и пояснения о проводимых операциях.Зеленый — низкий риск. Это 99% компаний и ИП. Они ведут реальную хозяйственную деятельность и не участвуют в сомнительных схемах. Они со сложностями не столкнутся.Если раньше банки сами отслеживали действия своих клиентов и блокировали сомнительные операции, то теперь и Центробанк публично включился в дело. Регулятор будет анализировать операции предпринимателей и определять их в одну из трех групп. Информацию о детальности компаний ЦБ собирает из обычных банков: как правило, все межбанковские переводы проходят через его корреспондентские счета.
«Информация обновляется ежедневно. Окончательное решение будет присваивать конкретный банк, он может согласиться с мнением ЦБ, а может просто принять его к сведению. Но мне кажется, споры между банком и ЦБ по такому поводу исключены», — сказал партнер TaxCorp Максим Шедогубов. Банки не обязаны сообщать своим клиентам, к какому цвету «светофора» их отнесли. Исключение — клиенты из красной зоны: о присвоении высокого уровня риска банк их уведомит в течение пяти рабочих дней, указывает эксперт.
Компания может оказаться в красной зоне, если:
Наблюдается высокая оборачиваемость денег — они только поступили на счет, и их сразу же перевели на другой. Обнальщики не держат деньги на счете, они переводят их сразу, как получат.Нет налоговых и зарплатных отчислений со счета.Нет платежей по текущим расходам компании. Обычно компании платят за аренду офиса, свет, газ, воду, канцелярку, бумагу — все, что помогает бизнесу работать. Если такого нет, это подозрительно.Контрагенты клиента, которым он отправляет деньги, похожи на компании-однодневки. Если компания выбрала партнером «однодневку», банки считают, что и сама компания может работать нечестно.Проблемы из-за 115-ФЗ
С проблемой из-за применения закона 115-ФЗ столкнулось и ООО «Первая инвестиционная компания» (ПИК). Компания обратилась в АСГМ с иском к «Альфа-банку», который ограничил ей доступ к услуге дистанционного банковского обслуживания (ДБО). ПИК требовал признать действия кредитной организации незаконными и возобновить ДБО (дело № А40-28825/22-156-177).
Возможность управлять расчетным счетом дистанционно «Альфа-банк» отключил фирме в октябре прошлого года. Через несколько дней ПИК представила документы, которые давали основания для снятия ограничений. Еще через месяц компания направила банку письмо с требованием предоставить информацию об ограничении ДБО и восстановить обслуживание. «Альфа-банк», в свою очередь, в начале этого года запросил у организации бумаги по нестандартным операциям. ПИК их все представил, но дистанционное банковское обслуживание так и не восстановили. Поэтому компания решила обратиться в суд.
Арбитражный суд города Москвы указал, что использование установленных 115-ФЗ прав не может иметь произвольный характер и противоречить ст. 845 ГК («Договор банковского счета»). Согласно ей, банк не вправе распоряжаться средствами клиента по своему усмотрению. Суд также отметил: банк при осуществлении обязательного контроля в отношении операций клиентов не вправе брать на себя полномочия фискальных и уполномоченных органов, поскольку такие действия выходят за пределы его компетенции.
По закону на банк возложена обязанность доказывать, что совершаемые клиентом сделки противоречат закону, то есть имеют запутанный или необычный характер, не имеют законной цели, не соответствуют целям деятельности организации. Кредитная организация самостоятельно принимает решение о признании операции клиента подозрительной. Вместе с тем для этого недостаточно только формальных признаков, указывающих на сомнительность сделки, говорится в решении суда.
«Альфа-банк» утверждал, что проводимые ООО операции имели признаки сомнительных. Но судья Лариса Дьяконова отметила, что кредитная организация не представила доказательств. Банк указывал на малочисленность штата фирмы, но АСГМ заявил, что компания заключает договоры субаренды с индивидуальными предпринимателями. Также в материалах дела не было доказательств, что сделки ПИК с контрагентами были мнимыми или притворными.
В итоге АСГМ признал незаконными действия «Альфа-банка» по ограничению услуги дистанционного банковского обслуживания и обязал восстановить доступ компании к ДБО.
Проблема в том, что нормативное регулирование банковского контроля за операциями по ФЗ-115 в достаточной степени непрозрачно, говорит советник Alliance Legal CG Ксения Пантелеева. По ее наблюдениям, требования банков, мотивированные ФЗ-115, выходят далеко за рамки норм этого закона, основываются на требованиях внутренних инструкций и регламентов, что в рассматриваемом деле суд истолковал как необоснованный выход банка за пределы его компетенции по контролю операций.
Как удалось добиться этого решения?
Во-первых, проводилась досудебная работа. По запросам банка были собраны все документы на те операции, которые банку не понравились, указал партнер TaxCorp Максим Шедогубов, который представлял интересы компании в споре. Во-вторых, в банк отправили требование указать причины ограничений. Кредитная организация это требование проигнорировала, что прямо нарушает не только 115-ФЗ, но и п. 3 информационного письма Банка России от 12.09.2018 № ИН-014-12/61.
В-третьих, мы раскрыли суду деловую цель каждой «сомнительной» операции: почему она была совершена, какими документами подтверждается, то есть подтвердили реальный, а не мнимый характер сделок, добавляет юрист. В-четвертых, банк так и не обратился в Росфинмониторинг, нарушив обязанность, установленную п. 3 ст. 7 115-ФЗ про информирование о подозрительных операциях. «Банк попал в патовую ситуацию: если сделки подозрительные — почему не сообщили? А если не подозрительные — почему ограничили ДБО? Представитель внятного ответа не дал», — указал Шедогубов.
Как избежать блокировки?
Партнер TaxCorp рассказал, как компании не нарваться на блокировку. Для этого нужно:
Тщательно проверять контрагентов.Осознавать, что каждая сделка должна иметь свою деловую цель. Это полезно не только и не столько при взаимодействии с банками.Не игнорировать запросы банков о представлении документов по сделке. Это их право, закрепленное в п. 2 ст. 7 115-ФЗ. Желательно, чтобы их сканы были в наличии, тогда не придется долго и мучительно готовить тонны документов в авральном режиме, вызывая дополнительные подозрения у банка. Чаще всего сканов договора и закрывающих документов банку достаточно, чтобы оставить вас в покое.С расчетного счета должны идти не только расчеты с контрагентами, но и уплата налогов, выплата зарплаты, арендные платежи и другие операции, без которых нормальное общество не может существовать. Если счетов несколько — чередуйте.Требовать у банка объяснения причин блокировки или ограничений в письменном виде.«Отнесение к высокорискованным клиентам не приговор. Оценку можно оспорить в межведомственной комиссии при ЦБ. Если ее решение не удовлетворит — идите в суд. Если там признают недостоверность оценки, все ограничения снимут», — резюмировал Шедогубов.