Когда стоит покупать фирму-банкрота и ее активы
Бизнес компании-банкрота бывает привлекательным по разным причинам. Среди них руководитель проектов РКТ Денис Данилов выделяет хорошее состояние имущества должника или сохранение штата эффективных работников, которые способны генерировать прибыль. Такая сделка выгодна и в том случае, если актив несостоятельной организации оценивается дороже, чем сумма всех ее долгов. Управляющий партнер Legal Way Надежда Пирогова рассказывает, что в ее практике инвестор купил фирму, владевшую отелем на одном из курортов Краснодарского края. За время банкротства стоимость этого актива выросла в несколько раз, а размер кредиторской задолженности остался неизменным. Покупатель заключил с кредиторами мировое соглашение и прекратил процедуру несостоятельности, получив в собственность ценную недвижимость.
Кто еще среди покупателей
Активы финансово проблемных фирм могут заинтересовать предпринимателей, которые хотят масштабировать свой бизнес. Советник адвокатского бюро Казаков и Партнеры Артур Великжанин говорит, что один из их доверителей, занимающийся продажами алкоголя, таким путем приобрел винодельческий комплекс — цеха, виноградники.
Нередко имущество банкрота обладает большей ценностью как единый производственный комплекс с сохранением своего назначения и работоспособности, подчеркивает управляющий партнер Стрижак и Партнеры Максим Стрижак. Так, в прошлом году «Русинвест» купил крупнейший частный нефтеперерабатывающий завод «Антипинский НПЗ» у банкротящегося собственника за 110,8 млрд руб.
Приобретение фирмы через банкротство часто актуально для конкурентов компании, которые могут приобрести при удачном стечении обстоятельств со значительной скидкой необходимые в производстве активы, объясняет руководитель банкротной практики юрфирмы Инфралекс Станислав Петров. По его мнению, это особенно актуально для фирм с узкой специализацией. И в таких случаях покупатели имущества иногда готовы вступать в процедуру несостоятельности как участники, чтобы влиять на нее, констатирует Стрижак. Именно по такой системе в 2018 году холдинг «Русагро» добился контроля над банкротством конкурирующего предприятия «Солнечные продукты» (дело № А57-7692/2019).
Как лучше покупать
Партнер ProLegals Елена Кравцова выделяет три варианта для покупки активов в банкротстве. Первый из них — торги. Наименее рисковый ход, поскольку банкротное законодательство ограничивает возможность оспаривания таких сделок (ст. 61.4 закона «О банкротстве»). Торги проводятся в электронном виде, процедура прозрачна, проверить ее соблюдение намного проще, чем проверять статус продавца перед сделкой, подчеркивает юрист.
Все осведомлены о реализации, в том числе и возможные интересанты, которые претендуют на имущество. Покупатель с торгов практически всегда имеет статус добросовестного приобретателя.
Формат аукциона удобен при продаже заложенного имущества, которое представляет собой крупные активы предприятия, говорит Петров. Задачу покупателя упрощает реализация имущественного комплекса единым лотом, но в этом случае потребуется согласие залогового кредитора, которое зачастую бывает непросто получить. Для приобретения того же «Антипинского НПЗ» компания «Русинвест» получала добро от залогового кредитора предприятия — Сбербанка.
Именно с торгов в последние годы приобретали и другие банкротящиеся предприятия: «Ростовский электрометаллургический завод», нефтебазу «Красный яр» и шахту «Алексиевская».
Великжанин обращает внимание и на плюсы формата торгов из-за того, что они проводятся на электронной площадке: «Система сама показывает результат обработки заявок, делает скидку и позволяет находить интересные лоты. Выходить никуда не надо, за исключением случаев, когда вы хотите физически осмотреть актив — будь то офис, авто или целое предприятие». Но от возможной конкуренции на торгах с другими покупателями никто не защищен, предупреждает Стрижак. За активы ОАО «Новоузенский элеватор» двум покупателям пришлось судиться друг с другом уже после проведенных торгов (дело № А57-20635/2012). Оказалось, что во время аукциона неправильно рассчитали задаток при определении стартовой цены.
Следующий способ покупки несостоятельного предприятия — приобрести права требования залогового кредитора. Тогда можно значительно влиять на судьбу имущества и получить до 80% от его стоимости, замечает Стрижак. С другой стороны, сейчас надо учитывать практику, что текущие налоги за такой актив приходится платить именно залоговому кредитору. В процедуре банкротства ОАО «ГМЗ» сумма таких расходов составила 1,5 млрд руб. (дело № А27-18417-213/2013).
Еще есть скупка требований кредиторов, но она связана с существенными организационными сложностями: требования каждого кредитора необходимо покупать отдельно. Для этого придется проводить с каждым кредитором переговоры, заключать договоры цессии и инициировать впоследствии обособленные споры о процессуальном правопреемстве, рассказывает Петров. По закону можно только так (ст. 313 ГК).
При погашении требований кредиторов сохраняется риск, что компании потом еще предъявят дополнительные требования, которые не заявили в рамках банкротства. А активы фирмы могут арестовать, если в отношении бывших собственников возбудят уголовные дела. Торги «очищают активы»: позволяют избежать претензий по обязательствам прежнего собственника. Риски оспаривания процедуры существенно ниже, а сроки ограничены одним годом с даты итогов аукциона.
Третий вариант — замещение активов. Актуален, если банкрот обладает целым комплексом имущества, включающим лицензии и объекты интеллектуальной собственности, констатирует Кравцова. Тогда он на базе своих активов с согласия кредиторов создает новое акционерное общество. В его уставный капитал вносится все имущество должника или часть, затем акции вновь созданной организации продаются с торгов.
В случае замещения активов без согласия залоговых кредиторов не обойтись, следовательно, покупателю придется либо выкупать их требования, либо с ними договариваться.
Покупателю достается не просто имущество, а, по сути, уже работающий бизнес, обращает внимание эксперт. Поэтому такой вариант актуален только для организации, продолжающей функционировать, соглашается с коллегой Сергей Кислов, партнер Ковалев Критерии экономической обоснованности замещения активов Верховный суд перечислил в деле № А40-65282/2014.
Источник: Елена Кравцова