Предбанкротный аудит — это комплексный анализ деятельности компании. Юристы не только оценивают реальное финансовое положение организации, но и выявляют возможные риски в случае банкротства и дают рекомендации, как их избежать или снизить. Исследуется имущество предприятия, оценивается бухгалтерская и налоговая отчетность, дебиторская задолженность, проверяется возможность оспаривания сделок и риск привлечения руководителей компании к ответственности по долгам фирмы, объясняет Надежда Емелина, партнер, руководитель практики банкротства По словам эксперта, такую услугу предлагают практически все ведущие юридические компании.
Для чего нужен предбанкротный аудит
Есть два варианта предбанкротного анализа — для предотвращения кризиса либо для подготовки к процедуре, говорит Александра Улезко, руководитель группы по банкротству АБ
Лучше проводить предбанкротный аудит заранее, когда у компании нет серьезных финансовых проблем, уверен Павел Кирсанов, руководитель практики «Реструктуризация и банкротство» КА Емелина уверена, что это поможет предотвратить банкротство компании в принципе. Ведь понимание текущего состояния компании помогает принимать более рациональные решения, в том числе и по выводу ее из кризиса, продолжает Ян Гончаров, юрист коллегии адвокатов
Аудит поможет не только избежать банкротства, но и минимизировать риски, если оно все-таки начнется. Поэтому Анна Ларина, исполнительный директор , советует проводить его в преддверии крупных сделок, связанных приобретением или отчуждением активов. Это поможет выявить риск оспаривания таких сделок в дальнейшем.
Предбанкротный аудит целесообразно проводить перед такими знаковыми событиями в компании, как, например, смена собственника, топ-менеджеров, или в период, когда отрасль, в которой работает компания, пострадала.
На рынке могут происходить разные ситуации: от экономического кризиса в отрасли или пандемии коронавируса до введения санкций. И в таких случаях, по мнению Кирсанова, стоит прибегать к аудиту. Юрист говорит, что среди их клиентов встречаются те, кто предпочитает проводить аудит систематически.
Но большинство компаний прибегают к нему, когда у юрлица уже появились признаки неплатежеспособности, признает Емелина. Работа юриста в этом случае сводится к тому, чтобы расписать все возможные сценарии развития событий и обеспечить наиболее безопасный для менеджмента и собственников вариант развития событий, объясняет Александра Улезко, руководитель группы по банкротству АБ
Предбанкротный анализ до возбуждения процедуры поможет понять, как себя вести, чтобы банкротство было для менеджмента новым стартом, а не карательной операцией кредиторов.
Как проводят аудит
Предбанкротный аудит проводят в несколько этапов. Сначала с клиентам проводят встречи, чтобы определить круг работы, говорит Кирсанов из «Регионсервиса». Потом специалисты самостоятельно собирают информацию о компании из открытых источников, запрашивают отсутствующие данные и детально анализируют их.
В адвокатском бюро «Качкин и Партнеры» предпочитают сначала запрашивать стандартный пакет документов: о движении денежных средств по счетам, об основных сделках, включая обеспечительные, бухгалтерские балансы, аудиторские заключения, сведения о кредиторской и дебиторской задолженностях. А уже после анализа этих данных запрашиваются дополнительные сведения.
Ларина уверена, что специалисты должны изучать не только данные бухгалтерского учета компании и первичные документы, такие как договоры, соглашения и акты. Важно учитывать и сферу деятельности организации. Например, при анализе компании — поставщика алкогольной продукции дополнительно проводится анализ данных системы ЕГАИС.
- о периоде возникновения и причинах неплатежеспособности;
- финансовом состоянии;
- состоянии расчетов с бюджетом и другими кредиторами;
- возбужденных и неоконченных исполнительных производствах;
- совершенных сделках, в том числе направленных на вывод активов;
- контролирующих лицах, на которых могут быть возложены риски субсидиарной, уголовной ответственности;
- возбуждении в отношении компании исковых, административных производств.
Источник: данные УК «Помощь».
По словам Улезко, на этом этапе юристу важно взглянуть на деятельность компании так, как это будет делать арбитражный управляющий. Выявить сделки, потенциально подлежащие оспариванию, риски привлечения менеджмента к субсидиарной ответственности.
Наиболее уязвимые моменты — сделки и управленческие решения, которые могут быть квалифицированы как убыточные, совершенные на нерыночных условиях, причинившие вред компании, ухудшившие ее финансовое положение и снизившие возможность погашения долгов перед кредиторами.
Боброва считает, что все их необходимо проанализировать по предмету доказывания каждого из возможных оснований оспаривания. Аналогично аудит позволяет оценить риски привлечения к ответственности контролирующих лиц, подготовиться к их защите и собрать необходимые доказательства.
Над анализом работает группа экспертов. Ларина говорит, что в зависимости от сферы деятельности компании в рабочую группу могут включить специалистов по отдельным отраслям права, например по строительству, недвижимости, сельскому хозяйству и другим. А также бухгалтеров, финансистов, оценщиков и аудиторов — в зависимости от индивидуальных особенностей клиента и масштабов его деятельности.
Чаще всего проводят анализ работы компании за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства. А сам аудит занимает от недели до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и объема предоставленных документов, говорит Улезко.
В итоге клиент получает антикризисный план или подробную дорожную карту, в которой обобщены результаты проведенного анализа, говорит Емелина. В документе, по словам Лариной, есть информация о рисках оспаривания сделок, круге контролирующих лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, о наличии или отсутствии признаков умышленного преднамеренного банкротства, так как это может повлечь уголовную ответственность контролирующих лиц.
В заключении также формируются предложения тех или иных управленческих решений для минимизации негативных последствий ранее совершенных действий (например, сделок) при наличии неплатежеспособности и риска банкротства компании, отражаются иные мероприятия, необходимые для защиты аффилированных, заинтересованных, контролирующих лиц.
Улезко говорит, что в своем заключении они, помимо прочего, описывают возможные сценарии субординации требований контролирующих лиц с учетом влияния на всю группу компаний. Еще предоставляют информацию о том, как себя вести при взаимодействии с управляющим, объясняют, как можно договориться с кредиторами: отмечают сильные и слабые аргументы, вероятности введения той или иной процедуры, длительности каждой из них и перспективы инициирования обособленных споров. Так клиент сможет планировать затраты на процедуру и быть готовым к ее последствиям, уверена Улезко. А Емелина считает, что такое заключение можно использовать в суде, чтобы уменьшить размер субсидиарки или освободиться от ответственности.
- Почему компания платежеспособна.
- Можно ли признать неплатежеспособность объективным следствием предпринимательской деятельности, восстановить платежеспособность.
- Возможность договориться с кредиторами — сильные и слабые аргументы.
- Вероятность введения той или иной процедуры, длительность каждой из процедур.
- Перспективы тех или иных обособленных споров в случае банкротства.
- Возможность обосновать экономическую целесообразность сделок, подпадающих под оспаривание.
- Круг контролирующих лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, и рекомендации по минимизации рисков.
- Есть ли признаки преднамеренного банкротства.
- Советы, как себя вести с арбитражным управляющим.
На основе ответов опрошенных юристов.
Запросы бизнеса
Один из самых частых запросов бизнеса при предбанкротном аудите — поиск возможных рисков бенефициаров и топ-менеджеров. По словам Зои Галеевой, управляющего партнера АО , интерес клиентов к услуге возрастает пропорционально росту числа заявлений о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Оснований для привлечения к ответственности стало больше, но появилось и понимание, при каких обстоятельствах можно ее избежать, замечает Ян Гончаров, юрист коллегии адвокатов Поэтому руководители стремятся получить инструмент, который позволит обосновать то или иное решение в предбанкротный период и защититься от субсидиарной ответственности, уверена Галеева.
Часто бизнес обращается за предбанкротным аудитом и для того, чтобы оценить свои сделки. Ведь с каждым годом их все чаще оспаривают в процедурах несостоятельности. Если пять лет назад в банкротстве юрлиц и граждан аннулировали 3234 сделки, то прошлом году в два раза больше — 6411. В зоне риска «закольцованные» взаимные сделки, когда их цепочка становится основанием для многочисленных взаимных требований в реестрах друг друга, замечает управляющий партнер АБ Вячеслав Голенев.
В одном из моих дел признали недействительными две сделки между двумя банкротами и акт зачёта по сделке. В итоге одна и та же сумма подвисла в реестр обеих компаний, что повлияло на размер последующего спора о субсидиарной ответственности.
Поэтому во время аудита эксперты оценивают соглашения на предмет соответствия цен рыночным, говорит Емелина. А еще анализируют целесообразность их заключения — так можно понять, причинила ли сделка вред компании, поскольку это может повлечь субсидиарную ответственность, взыскание убытков и даже уголовную ответственность.
Услугой интересуется все больше разных компаний
В последние годы спрос на предбанкротный аудит значительно вырос, говорит Ларина. За анализом обращаются собственники как крупных организаций или групп компаний, так и небольших фирм. Эксперт отмечает, что спрос растет и со стороны кредиторов. Они предпочитают заблаговременно проверить своих крупных должников, найти активы, за счет которых возможно погасить требования, определить основания для оспаривания сделок и привлечения к субсидиарной ответственности менеджмента компании, который также отвечает по ее долгам.
Кирсанов говорит, что в последнее время круг клиентов расширился. Все больше услугой интересуются предприятия, чья деятельность связана с трансграничными поставками, зарубежным сотрудничеством, международным взаимодействием, говорит Дарья Соломатина, юрист практики банкротства АБ Еще это организации, которые не вошли в перечень «наиболее пострадавших отраслей экономики» и не были им защищены.
По словам Улезко, за последний месяц в ее фирму за предбанкротным аудитом обратились несколько российских логистических компаний. В одной фирме воспринимают анализ именно как подготовку к банкротству, в других собственники хотят удостовериться, что после окончания моратория можно спокойно продолжать работать, не опасаясь субсидиарной ответственности.
А по наблюдениям Кирсанова, чаще за таким аудитом стали обращаться банки, которые финансируют деятельность финансово неустойчивых компаний. Требования кредитных организаций, которые на протяжении долгого времени оказывали поддержку и содействие бизнесу, после банкротства заемщика могут субординировать (понизить очередность кредиторов). Аудит помогает банкам избежать таких последствий и доказать добросовестность и правомерность своих действий.