Практика
16 ноября 2022, 9:47

Как сохранить свой бизнес в РФ, уехав за рубеж

Уехать жить за границу, но продолжить вести бизнес в России и жить на дивиденды от него. Наверняка об этом задумывались некоторые предприниматели. Разобрались, как управлять компанией издалека, с точки зрения корпоративного права. А еще — как снизить риски рейдерского захвата бизнеса, убытков и банкротства, которые резко возрастают после отъезда. Закон предлагает инструменты, чтобы управлять делами и подстраховаться. Варианты есть и для тех, кто вообще хочет отстраниться от руководства и только получать прибыль.
1
Можно ли полноценно управлять бизнесом в России, находясь за рубежом?

В целом да. Собрания придется проводить дистанционно, а заключать договоры и общаться с госорганами — используя электронную цифровую подпись. «В таком порядке можно взаимодействовать с ФНС по вопросам подачи отчетности и подготовки ответа на запросы в рамках камеральных проверок», — говорит управляющий партнер, глава корпоративной практики LEVEL Legal Services Леонид Эрвиц.

Конечно, лучше оставить кого-то в России для оперативного руководства. Например, гендиректора или другой единоличный исполнительный орган. Ведь это единственное лицо, которое действует от имени компании без доверенности, и иногда может потребоваться его присутствие в России, говорит старший юрист корпоративной практики/M&A ALUMNI Partners Анастасия Кудряшова.

Когда единственный участник еще и гендиректор, вести дела из-за рубежа ему будет крайне сложно, хотя и по-прежнему возможно, предупреждает Кудряшова.

Удаленное управление бизнесом — это не только неудобства, но и риски ущерба, банкротства, потери бизнеса, которые значительно возрастают после отъезда. Например, оставшиеся в России участники «продадут» долю без ведома партнера или директор за откаты от контрагента заключит убыточный контракт.

Как рассказывает Арам Григорян, адвокат NSP, его фирма уже несколько месяцев ведет комплексный процесс по противодействию свершившемуся рейдерскому захвату. Злоумышленники, воспользовавшись тем, что собственники компании покинули Россию, подделали документы (протоколы собраний участников общества) и незаконно назначили «своего» директора, делится Григорян. Тот получил доступ к банковским счетам, где находилось несколько миллиардов рублей и имуществу компании. Нам удалось урегулировать эту проблему, но эта задача потребовала нескольких месяцев работы, подчеркивает адвокат.

Так, 16 октября 2022 года Forbes сообщил, что в крупном холдинге OBI из-за рейдерского захвата сменился собственник. Не исключено, что там тоже подделали документы, воспользовавшись отсутствием иностранного собственника в РФ, отмечает Григорян.

Конечно, для устойчивости бизнеса очень важно, чтобы партнерам и директорам доверяли, а процессы управления и коммуникации были хорошо налажены. Но снизить риски рейдерства и убытков можно и с помощью корпоративных инструментов, которые есть в законе.

«Законодательство далеко не полноценно адаптировано для управления бизнесом из-за рубежа, но инструменты есть», — говорит Валерия Качура, руководитель практики корпоративного права/M&A и частных клиентов, партнер «Линии Права». В их числе:

дистанционные собрания;выдача доверенности доверенному лицу;передача бизнеса в доверительное управление;расширение и сужение полномочий органов управления общества;назначение и избрание «дополнительных» органов управления обществом (совет директоров, коллегиальный исполнительный орган).

Подробнее — ниже.

2
На каких условиях проводить собрания акционеров по интернету

Собрания допускается проводить дистанционно, об этом прямо говорится в ГК и законе об «Акционерных обществах». В законе об ООО прямо об этом ничего нет, но главное, это что не запрещено, обращает внимание партнер Vegas Lex Максим Григорьев. 

Как проходит собрание, устанавливает ст. 182.1 ГК, которую приняли в 2021 году под влиянием пандемии и изоляции. В ее п. 1 указано, что члены гражданско-правового сообщества (в том числе коллегиальные органы управления, например общее собрание участников) вправе участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных или иных технических средств. Главное, чтобы можно было достоверно установить личность, дать им возможность участвовать в обсуждении и голосовать. 

Каким именно образом — можно пояснить в уставе или единоличном решении коллегиального органа.

Главное в заседаниях по интернету — возможность установить личность участников, дать им право участвовать в обсуждении и голосовать.

Еще можно принять решение без заседания заочным голосованием — отправить документы с помощью электронных или иных технических средств (п. 1.1 ст. 182.1 ГК). Сделать это должны не менее 50% от общего числа участников собрания. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство. А п. 1.2 позволяет совмещать голосование на заседании и заочное голосование, если это предусмотрено уставом или единогласным решением членов собрания.

Но единогласного решения может быть сложно добиться, если участников много или если в акционерных обществах есть «потерянные» акционеры.

Валерия Качура

А когда в публичном обществе примут решение о дополнении устава новым форматом общих собраний, то акционеры, которые голосовали против или не принимали участия в голосовании, смогут потребовать выкупа своих акций, предупреждает Качура со ссылкой на абз. 3 п. 1 ст. 75 закона «Об АО».

В любом случае порядок отзыва и проведения собрания лучше закрепить в уставе. Ведь законодательство устанавливает лишь самые общие правила дистанционных собраний и голосований. А в уставе можно изменить те положения «по умолчанию», которые не подходят для бизнесменов-удаленщиков. Например, уведомление о собрании по общему правилу направляется заказным письмом по адресу участника (ст. 36 закона «Об ООО»), если иное не предусмотрено уставом. В уставе как раз можно указать иные варианты: по электронной почте, через личный кабинет на корпоративном сайте, по СМС или как-то иначе. 

В уставе можно изменить некоторые положения закона, которые не подходят для бизнесменов-удаленщиков. Например, уведомлять о собрании не заказным письмом, а по электронной почте. 

Надежные пути уведомления (а даже, может, их комбинации) помогут снизить риски оспаривания решений из-за неуведомления. И вообще, чем конкретнее порядок, тем меньше потом споров.

По словам Качуры, в ее адвокатском бюро рекомендуют акционерам или участникам предусмотреть в уставе такие вопросы:

порядок направления уведомления о проведении собрания и способ внесения предложений в повестку дня (например, по электронной почте или через личный кабинет участника либо акционера);порядок идентификации участников собрания (например, с помощью логина и пароля в личном кабинете на специальной интернет-платформе или сайте общества);способ дистанционного участия в собрании, в том числе возможность участвовать в обсуждении повестки дня (по видео-конференц-связи или иначе);порядок голосования (например, заполнение электронной формы бюллетеня или голосование с помощью форм опроса на интернет-площадке или сайте общества);порядок составления протокола и его форма (например, с использованием технических средств и в электронном виде).

В ООО возможно принимать корпоративные решения дистанционно заочным голосованием — путем опроса, отмечает Григорьев. Исключение — утверждение годового отчета и бухотчетности, но действие этого исключения приостановили до 31 декабря 2022 года, отмечает юрист.

3
Что с нотариальным удостоверением?

Чтобы дистанционно управлять бизнесом, жизненно необходимо отказаться от нотариального удостоверения, подчеркивает Эрвиц. Ведь за рубежом не получится в надлежащем порядке удостоверить решение в консульстве или у иностранного нотариуса.

По умолчанию все очные решения общего собрания ООО должны заверяться нотариально (подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК). В уставе или единогласным решением участников можно предусмотреть иной порядок, например «с использованием техсредств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения». Но подобное изменение (в форме изменений в уставе или решения) надо заверить у нотариуса. Как вариант, выдать доверенность исключительно на то, чтобы лицо приняло решение об установлении альтернативного порядка подтверждения решений, подсказывает Кудряшова. 

В дальнейшем можно оформлять решения за границей.

Закон не обязывает оформлять решения только на территории России. Но оригиналы все же стоит отправлять в РФ, ведь они в любом случае должны храниться в обществе. Какие-то понадобятся в оригинале для передачи в госорганы, банки и нотариусам (решение о назначении гендиректора).

Анастасия Кудряшова

Но не всегда закон разрешает отказаться от нотариального порядка. «В любом случае придется заверять у нотариуса решение единственного участника об увеличении уставного капитала», — отмечает Григорьев.

Иностранный нотариус может засвидетельствовать подпись единственного участника, говорит Наталья Дятлова, партнер, руководитель практики корпоративного права Maxima Legal Но затем необходимо поставить апостиль, для чего нужны дополнительное время и расходы. А если у страны нет соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией (например, ОАЭ), то требуется легализация, а не апостиль, что займет еще больше времени, предупреждает Дятлова.

4
Что можно добавить в устав для удобства управления и минимизации рисков рейдерства и злоупотреблений?

✅ Как уже было сказано раньше, разрешить дистанционные собрания и заочные голосования.

✅ Подтверждать личность участников собрания с помощью электронных цифровых подписей, использовать защищенные сервисы.

✅ Запретить продажу, обременение и передачу долей третьим лицам.

✅ Отдавая часть компетенции другим лицам и органам для операционного руководства на месте, ограничить их усмотрение определенным порогом суммы сделки, при превышении которого потребуется согласие участника. Порог должен быть достаточно существенным, чтобы директору не пришлось согласовывать каждое действие, обращает внимание Эрвиц.

✅ Чтобы исключить возможность подделки подписей, Кудряшова рекомендует установить, что подписи участников на решении должны быть нотариально удостоверены, что позволит сделать удостоверение у любого нотариуса в любой стране. Но легализация потребует времени и денег.

✅ Дятлова советует «разложить риски по разным корзинам»: выдать несколько доверенностей как соучастнику общества, так и родственнику. Еще есть смысл рассмотреть вопрос с возможным опционом на случай утери контроля над бизнесом или появления долгов, ведущих к банкротству, отмечает Дятлова.

✅ Качура рекомендует предусмотреть в уставе должности аудитора и ревизора общества. «Это позволит участникам или акционерам иметь больше информации о текущем положении дел в компании», — поясняет эксперт.

✅ Григорян считает правильным оформлять в нотариальной форме все полномочия от имени участников общества или генерального директора, чтобы иметь возможность отозвать доверенность и чтобы отзыв доверенности мог быть верифицирован публично.

5
Какие полномочия можно делегировать в доверенности, а что лучше оставить за собой?

Генеральный директор или участник могут выдать полномочия на управление бизнесом. Но Григорян советует проверить положения устава о том, какие полномочия и в каком виде генеральный директор может передать третьему лицу. Как правило, уставы предусматривают необходимость получения одобрения участников общества для выдачи «серьезных» доверенностей, уточняет Григорян.

Эрвиц не рекомендует делегировать право голосовать на общем собрании. Но есть и другие варианты.

Можно включить в доверенность положения, что лицо голосует не по своему усмотрению, а на основании письменных резолюций доверителя.

Александр Кузнецов, советник практики корпоративного права/M&A АБ «Линия права».

По мнению Кузнецова, это избавит от возможности принимать спонтанные самостоятельные решения. А в случае спора поможет доказать порок воли.

Объем полномочий зависит от уровня доверия. В «ежедневную» доверенность можно включить все те полномочия, которые потребуются при ежедневном оперативном управлении бизнесом — текущей деятельности, взаимодействии с госорганами. Конкретизация полномочий поможет сохранить контроль над обществом, подчеркивает Григорян. Он советует, в частности, такие условия:

✅ Можно предусмотреть, что представитель вправе заключать и исполнять сделки, цена которых не превышает Х рублей (предел цены сделки зависит от масштабов деятельности бизнеса). 

✅ Запрет передоверия полномочий и ограничение срока действия полномочий непродолжительным сроком. 

6
Можно вообще ничего не делать, а только получать прибыль? 

Функции единоличного исполнительного органа («гендиректора») можно передать управляющей компании, которая должна будет действовать в интересах общества. Еще такая компания вправе выполнять не только организационно-распорядительные функции, но и заниматься юридическим обеспечением, финансовым менеджментом, бухучетом, инвестиционным консалтингом. Это, как подчеркивает Кузнецов, большое преимущество для владельца бизнеса.

Полномочия у управляющей компании широкие. Например, она может выдавать доверенности третьим лицам, о которых участник может и не знать. Поэтому выбор управляющей компании должен быть серьезным и тщательным, предупреждает Кузнецов.

Есть еще более рискованный вариант для тех, кто хочет совсем устраниться от руководства бизнесом, — это доверительное управление. Доверительный управляющий сам принимает решения на общих собраниях, выбирает гендиректора и так далее (ст. 1012 ГК). Фактически он встает у руля организации, действуя в интересах бенефициара.

Чтобы не потерять контроль над доверительным управляющим и самим бизнесом, Кузнецов рекомендует передавать только часть своих полномочий:

Ограничить право доверительного управляющего на распоряжение долями или акциями либо обязать получать письменное согласие на эти сделки.Возможно сохранить за собой право получать распределенную обществом прибыль.Ограничить право доверительного управляющего вносить в повестку общих собраний и голосовать на общих собраниях за принятие решений о реорганизации и ликвидации, об утверждении изменений в уставе.Сохранить право получать информацию о деятельности самого общества. Если этого не сделать, суд может отказать формальному собственнику доли или акций в праве на получение информации о хозяйственной деятельности общества, предостерегает Кузнецов.

Кроме того, остается возможность создания многоуровневых структур владения, где управлением занимаются менеджеры на каждом уровне, отмечает Эрвиц. Это оставляет бенефициару минимум забот или вообще от них освобождает.

Чем меньше вы контролируете компанию, тем выше ваша потенциальная ответственность как корпоративная, так и субсидиарная в рамках банкротства организации. Поэтому всегда надо оценивать риски.

Леонид Эрвиц

7
Что еще стоит взять в расчет?
Срок пребывания за границей может повлиять на налоговое и валютное резидентство.Вывести прибыль на зарубежные счета будет непросто.Вас могут затронуть санкционные риски.Может возникнуть необходимость вернуться в Россию.