Релоцировать бизнес и выгодно развестись: как сейчас управлять крупным капиталом
Амнистия капиталов и управление активами
Максим Симонов, партнер ALTHAUS Private Clients, рассказал о четвертом этапе амнистии капиталов. Юрист отметил, что сейчас самое время, чтобы амнистировать активы за рубежом, так как возможность будет только до 28 февраля 2023 года. Симонов объяснил, как работает эта мера. Физлицо включает в декларацию сведения о своем имуществе, иностранных компаниях, счетах, сведения о которых ранее не раскрывал ФНС. Затем оно подает документ в налоговые органы. Государство освобождает лицо от уголовной, налоговой и административной ответственности.
Амнистия не лекарство от всех бед. Нужно анализировать, как можно ее использовать. Важно правильно оформлять пакет документов и подавать его в налоговую. Это однократная мера, то есть нельзя вернуться и сделать уточненную амнистию.
Эксперт обратил внимание, что каждый декларант должен спросить себя, подходит ли ему механизм амнистии. В частности с учетом того, что амнистируют только нарушения, которые совершили до 1 января 2022 года. То есть с декларанта не взыщут налог, если обязанность по его уплате возникла в результате совершения до этой даты операций с имуществом, иностранными компаниями и счетами из декларации.
Помимо того, чтобы спасти активы, важно обеспечить и их сохранность. Безопасные юрисдикциии для размещения активов проанализировал Игорь Кузнец, партнер мультисемейного офиса ITSWM. Он отметил, что сейчас в этом вопросе есть два пути: размещение активов в России и за рубежом, причем многие клиентов выбрали РФ. Для подсанкционых лиц перевод активов в Россию — логичный шаг. Еще Кузнец рассмотрел дружественные и недружественные юрисдикции для размещения активов и отметил: всегда остается риск, что дружественная страна перейдет в другую категорию. Продолжать же взаимодействовать с недружественными, по мнению эксперта, можно лишь в том случае, если владелец активов будет либо проживать там, либо как минимум не жить в России.
Тему с иностранными юрисдикциями и структурами владения активами затронула Диана Каляева, партнер, глава мультисемейного офиса UFG Wealth Management Например, одним из популярных государств для релокации россиян стали ОАЭ. Эксперт отметила: многие клиенты сталкиваются с тем, что там очень дорого управлять активами. Тем не менее у юристов часто интересуются, как создавать такую структуру, как семейный офис. Каляева обратила внимание, что почти во всех эмиратах семейным офисом может владеть член семьи, которая в этом офисе обслуживается. Только в Дубае можно создать мультисемейный офис, заметила эксперт.
О нюансах семейно-наследственных вопросов владения активами в ОАЭ говорила Екатерина Маркова, руководитель департамента семейного права и наследственного планирования ALTHAUS Private Clients Она поделилась, что интерес к ОАЭ среди клиентов их компании вырос уже много лет назад: сперва там покупали недвижимость, а с февраля стали открывать компании и счета. В первую очередь, по мнению Марковой, при переезде в Эмираты важно понимать: если семья жила там по резидентской визе, к примеру, главы семейства, то, после того как наступит наследственное событие, у жены и детей есть 30 дней, чтобы завершить все дела и покинуть страну.
Влияние геополитики на семейные споры и защита наследства
Другой блок конференции посвятили семейным спорам. О том, какие изменения произошли в этой сфере, рассказала Олеся Петроль, партнер Petrol Chilikov Юрист отметила: как правило, такие факторы, как отношение к СВО, переезду, занятость спасением бизнеса, становятся триггером семейных конфликтов. В этом стрессе из-за срочности, в которой требуется решать вопросы, люди детально не продумывают свои действия и, например, отказываются от российского гражданства либо меняют место жительства.
Эксперт отметила, что существуют юрисдикции, где независимо от качества составленного брачного договора есть риск оказаться в суде из-за спора о разделе крупного состояния. Например, такое бывает в Великобритании. Петроль объяснила: чтобы начать там спор, нужна привязка, к примеру намерение остаться жить там на неопределенный срок.
Юрист рассказала о кейсе состоятельной немецко-швейцарской семьи, у которой не было никакой связи с Великобританией. Тем не менее, когда бывшая пара делила имущество, супруга приехала туда судиться и попыталась обосновать выбор юрисдикции. У нее был добрачный договор, по которому она ничего не получала, кроме украшений. Сначала английский судья отказал ей и направил женщину в немецкий суд, но впоследствии английский суд удовлетворил ее требование. Пусть ей досталось небольшое состояние, но тем не менее она получила удовлетворение в суде страны, связи с которой не было вообще, отметила Петроль.
На семейные споры в российских судах геополитическая ситуация повлияла не столь ощутимо, считает эксперт. Сейчас некоторые иностранные клиенты, у которых есть перспектива развестись в России, опасаются дискриминации российскими судами. При этом юрист поделилась, что не видит особого отношения к иностранным гражданам, судя по делам истцов из Великобритании и США.
Чтобы защитить крупный капитал семьи, который зарабатывали годами, важно предупредить возможные риски при смерти наследодателя. О том, как защитить наследство от «рейдерских захватов», рассказал Александр Заблоцкис, председатель А1 При разделе крупных состояний людей, которые состояли в нескольких браках на протяжении жизни, часто возникают споры об отцовстве. Внезапно после смерти богатого наследодателя объявляются неизвестные ранее наследники и оспаривают связь между наследодателем и конкурирующим наследником, объясняет Заболоцкис. Чтобы предотвратить подобные риски, следует провести ревизию документов об отцовстве, исключить ошибки и исправить их, замечает эксперт.
Инструменты управления активами: ЗПИФ vs личный фонд
Мало просто владеть активами. Чтобы состояние приумножалось или как минимум оставалось неизменным, есть разные инструменты управления активами. Об одном из них — закрытых паевых инвестиционных фондах (ЗПИФ), рассказала Елена Часовских, директор по развитию ООО «УК Портфельные инвестиции». Эксперт отметила, что первые ЗПИФ появились в 1996 году.
Часовских рассказала, что с 2021 года можно выделять имущество ПИФ в натуральной форме при погашении паев. Правилами фонда следует предусмотреть: стоимость имущества должна быть равна доли, которая причитается владельцу паев, объясняет эксперт. И этот инструмент очень важен, замечает Часовских. Многих клиентов, которые обращались в ПИФ, останавливало то, что нельзя вернуть имущество в натуре и приходилось распродавать его и рассчитываться денежными средствами, уточняет Часовских.
О еще одном инструменте управления активами — личных фондах, рассказала Юлия Мясникова, адвокат Николаев и партнеры Среди основных задач такого способа Мясникова выделила управление разнородными активами, сохранение имущества учредителя и правопреемство бизнеса, а еще его наследование. К преимуществам личного фонда, помимо прочего, Мясникова отнесла гибкость в управлении им, конфиденциальность информации.
Часовских пояснила, что, по ее мнению, личный фонд — это «история, связанная с благотворительностью» или же направленная на обеспечение членов семьи постоянными доходами. Но это не инструмент ведения бизнеса, инвестирования, полагает эксперт. Чтобы выбрать тот или иной способ, важно донести достоверную информацию о каждом из них до клиента: тогда он сможет принять взвешенное решение, считает эксперт.
Налоговое планирование и ответственность КДЛ
Роман Маргулис, управляющий партнер, руководитель направления абонентского обслуживания клиентов и налоговой практики ASB Consulting Group, рассказал о налоговом планировании в новых реалиях. Эксперт выделил три подхода к этому вопросу. Одни клиенты принципиально держат бизнес за пределами России. Вторая группа — клиенты, которые связывают будущее с Россией и хотят приумножить активы здесь, заметил Маргулис. И третий блок — клиенты, у которых было много активов в Европе и они подпали под санкции. Эти клиенты стали хаотично действовать, чтобы хотя бы сохранить активы, спасти их от ограничений.
Когда мы размышляем о будущем с точки зрения налоговой перспективы, следует обдумывать две разные темы. Первая — бизнес и место, где он приносит доход. Вторая — личное налоговое резидентство.
Маргулис разъяснил, что страна, где человеку комфортно жить, может быть не в лучших отношениях с государством, где у него основной бизнес. В такой ситуации получение доходов от последнего приводит к очень высокому налогообложению в стране ведения бизнеса, говорит эксперт. Важно учитывать эти факторы и продумывать, как же далее получать доходы, заключил Маргулис.
На конференции не обошли стороной и вопросы банкротства. Анна Ларина, исполнительный директор УК Помощь, рассказала о расширении прав контролирующих должника лиц (КДЛ) как о способе сохранить активы. По новому закону КДЛ вправе участвовать в деле о банкротстве и на любой стадии банкротного процесса подать мотивированное ходатайство. На его основании суд выносит определение о привлечении этого лица к участию в деле. Ларина отметила, что новелла дала КДЛ возможность защитить свои права и избежать привлечения к субсидиарке или значительно ее уменьшить.
Наследование за границей и благотворительность
Ирина Зимина, адвокат практики семейного и наследственного права Инфралекс, рассказала про принятие наследства во Франции. Там наследственное дело открывает нотариус по последнему месту жительства умершего. Как правило, это так называемый семейный нотариус, который десятилетиями работал с одной семьей. Если наследодатель не выбрал специалиста, это делают члены его семьи. Когда они не находят компромисс в этом вопросе, то выбирают нотариуса сначала пережившего супруга, затем нотариуса детей или внуков и потом — наследников по завещанию.
Максимальный срок для принятия наследства во Франции — 10 лет. Если после этого наследник не решил принять наследство, он считается отказавшимся от прав.
Илья Алещев, партнер Alimirzoev&Trofimov Law Firm, среди проблем наследования имущества в недружественных юрисдикциях отметил, что в сфере оказания услуг по трансграничному наследованию стало сложнее привлекать иностранных юристов. А еще ограничено трансграничное движение капитала как со стороны России, так и со стороны других государств. Тем не менее репутационные риски важнее формально-правовых, полагает эксперт. Поэтому, несмотря на обстановку в мире, за рубежом можно найти консультантов, которые согласятся оказать услуги российским лицам.
В наследственных делах может потребоваться доказывать происхождение средств наследодателя.
Многие обеспеченные люди занимаются благотворительностью. О том, как структурировать наследство с учетом благотворительных целей наследодателя, рассказала Анастасия Гурина, руководитель проектов, адвокат АБ S&K Вертикаль Эксперт отметила, что в 2022 году объем благотворительных поступлений снизился примерно на 30–40% из-за санкций и блокировки счетов крупных наследодателей. Гурина делится, что некоторые клиенты их бюро приостановили наследственное планирование в пользу благотворительных организаций, поскольку они не понимают, что дальше будет с их активами.
В текущих обстоятельствах у частных клиентов все же есть запрос на помощь нуждающимся. Эта тема не теряет актуальности, и даже сейчас есть клиенты, которые хотят структурировать свои активы с учетом благотворительных целей.
Среди не самых очевидных инструментов наследственного планирования с учетом благотворительных целей Гурина выделила создание благотворительного фонда. Эксперт поделилась примером из практики, где творческий деятель еще при жизни создал свой фонд. Он передал туда музыкальные инструменты и свои творческие наработки и ввел в управление своих друзей.
Сейчас прошло уже несколько лет после смерти этого наследодателя, рассказывает Гурина. Фонд работает и популяризирует творчество умершего. Еще фонд экспонирует все архивы, которые передал ему наследодатель, заключает Гурина.