Инициативы, которые так и не стали законами в 2022 году
1. Законопроект № 104796-8.
2. Внешнюю администрацию можно назначить на предприятиях, которые не менее чем на 25% принадлежат иностранным лицам, а их руководство либо прекратило исполнять свои функции, либо объявило об этом. Принимать решение о введении нового руководства должен АСГМ. У первоначальных собственников таких компаний будет три года, чтобы вернуться к нормальной работе или продать свою долю. При желании возобновить деятельность в России им придется обратиться в суд.
3. Внесли депутаты от «Единой России»: Анатолий Выборный, Михаил Старшинов, Виктор Водолацкий и Олег Матвейчев.
4. Принят в первом чтении 24 мая 2022 года. Поправки ко второму чтению не одобрены.
Хотя законопроект пока так и не принят, забывать о нем рано, полагает Никита Филиппов, заведующий де-юре Ведь в некоторых зарубежных государствах ввели внешнее управление в связанных с РФ компаниях: VTB Capital Plc — в Великобритании, над долей Europol Gaz — в Польше, Gazprom Germania — в ФРГ.
Возможно, законопроект так и не приняли из-за критики со стороны как бизнеса, так и юрсообщества, полагает Мария Шабалина, юрист кульков
Вместе с тем, сосредоточив внимание на этой инициативе, многие не заметили, как законодатель в июле 2022 года принял закон № 320-ФЗ, который позволяет российским судам преобразовывать филиалы и предприятия иностранных компаний в российские ООО, добавляет эксперт.
Этот закон включил в себя часть положений законопроекта о внешней администрации и безболезненно ввел их в действие, пока его менее успешный собрат остался пылиться в Госдуме.
1. Законопроект № 103072-8.
2. Предлагается принудительно изымать у иностранных государств, компаний и граждан имущество на территории РФ в случае недружественных действий в отношении России или ее граждан. Решение о принудительном изъятии принимают власти тех регионов, где находятся активы.
3. Внес Государственный совет Республики Крым.
4. Ждет решения ответственного комитета о представлении в Совет Государственной думы.
Сейчас ст. 235 ГК («Основания прекращения права собственности») не применяется из-за отсутствия специального закона о национализации, который закреплял бы ее порядок, напоминает Мария Шабалина. При этом ГК прямо указывает на возмездность такой процедуры, что обеспечивает хотя бы минимальные гарантии лицам, имущество которых могут национализировать.
1. Законопроект № 141547-8.
2. Дела, одной из сторон в которых выступает лицо, зарегистрированное в недружественном по отношению к РФ государству, надо отнести к исключительной компетенции российских арбитражных судов и СОЮ.
3. Внес депутат от КПРФ Роман Лябихов.
4. Внесен в Госдуму, ждет решения ответственного комитета о представлении в Совет Государственной думы.
1. Законопроект № 102053-8.
2. В статью о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 201 УК) вводят ответственность за отказ работать с находящимися под санкциями компаниями. Наказание за него составит до 1 млн руб. штрафа (либо штраф, эквивалентный доходам осужденного за пять лет), или принудительные работы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до десяти лет. Наказание будет сопряжено с запретом занимать госдолжности на три года.
3. Внесли сенаторы и депутаты от «Единой России».
4. Совет Госдумы решил перенести рассмотрение новеллы на неопределенный срок.
Пока неясно, будет ли она реанимирована. Похоже, что о ней забыли надолго из-за появления других, более важных задач, таких как установление ответственности за нарушение контрмер, полагает Татьяна Невеева, партнер литиги
1. Законопроект № 92282-8.
2. Внес депутат от «Единой России» Павел Крашенинников.
3. Новелла дает право замораживать обязательства по договорам или полностью отказаться от них, если их выполнение стало невозможным из-за санкций. Кроме того, другая сторона сама вправе отказаться от договора, если партнер утратил возможность его исполнить.
4. В апреле Совет Госдумы решил внести законопроект на рассмотрение нижней палаты парламента, но этого так и не сделали.
Министерство финансов направило отрицательное заключение на новеллу из-за вероятной дестабилизации гражданского оборота. Из-за широкой трактовки обязательств, которые можно заморозить, идея открывает возможности для злоупотреблений.
Сейчас законопроект находится «в спящем состоянии», но обсуждения его положений не утихают как среди парламентариев, так и среди представителей федеральных министерств, указывает Тельман Оганесян, адвокат курм
1. Законопроекты № 201632-8, № 224833-8, № 224850-8, № 205732-8, № 220951-8, № 220935-8, № 210488-8, № 231598-8.
2. Депутаты разных фракций и межфракционных групп.
3. Отсрочку от мобилизации предлагается давать людям, у которых три ребенка до 18 лет (а не четыре до 16 лет, как сейчас), ребенок-инвалид или взрослый инвалид на иждивении, одиноким родителям, докторам наук. Также, возможно, в случае гибели на службе ранее мобилизованного родственника.
4. Ждут рассмотрения Госдумой или ее ответственными комитетами.
Законопроект № 114611-8 о предоставлении отсрочки от военного призыва для молодых предпринимателей и вовсе отклонили, говорит Вадим Резниченко, руководитель направления юридической компании legal
Депутаты посчитали, что исполнение воинского долга — безусловная обязанность граждан России, а новое основание для отсрочки может породить массовые злоупотребления. Возвращение к этому и другим отклоненным законопроектам вряд ли возможно, полагает эксперт.
1. Законопроект № 220724-8.
2. Внесло Законодательное собрание Пензенской области.
3. Региональные органы исполнительной власти смогут за счет местного бюджета оказывать материально-техническую поддержку военкоматам.
4. Ждет рассмотрения Госдумой.
Законопроект застопорился из-за его недостаточной обоснованности, констатирует Татьяна Куликова из курма
Во-первых, из-за перераспределения от федерации к субъектам финансовых ресурсов и ответственности такая деятельность может сильно потерять в качестве и эффективности.
Во-вторых, возможности субъектов сильно различаются, а передача на места части ответственности по материальному обеспечению военкоматов может стать для некоторых из них непосильной. При этом среди менее финансово благополучных регионов есть и те, что наиболее активно задействованы в спецоперации, отмечает Куликова.
1. Законопроект № 160605-8.
2. Внес депутат от «Единой России» Артем Кирьянов.
3. Размещение любых электронных объявлений и цифровой наружной рекламы должно проходить через единого оператора, на которого будут возложены обязанности по защите персональных данных пользователей и проверке рекламных материалов. Оператор также будет определять ценовую политику на этом участке рынка.
4. 8 ноября Госдума отклонила законопроект во втором чтении.
При рассмотрении в первом чтении законопроект вызвал вопросы и возражения многих депутатов, но спикер Госдумы Вячеслав Володин настаивал, что инициатива необходима для защиты рынка РФ от иностранных собственников площадок объявлений, которые могут ввести санкции и оставить россиян без привычных сервисов. Ко второму чтению он пообещал исправить спорные моменты.
Бизнес сразу же раскритиковал новеллу. О необоснованных рисках заявили Сбербанк, «Яндекс», «Авито», фонд «Сколково». Против инициативы выступила и Федеральная антимонопольная служба.
Какие инициативы не оформили в законопроекты
Некоторые из громких инициатив 2022 года не дошли даже до стадии оформления в качестве документа.
В частности, «Единая Россия» отказалась от идеи ввести уголовную ответственность за уклонение от мобилизации. Юристы обратили внимание на законодательный пробел: в Уголовном кодексе предусмотрено наказание за уклонение только от призыва на срочную службу (ст. 328 УК). О том, что депутаты намерены исправить это упущение, сообщили СМИ. Наказание для уклонистов предлагалось установить в виде штрафа от 200 000 до 500 000 руб. или в размере дохода осужденного в период от одного до трех лет, либо в виде принудительных работ, либо лишения свободы на срок до пяти лет. Ответственность наступала бы в случае, если гражданин уже получил повестку о мобилизации, но в мобилизационный пункт не явился.
Сообщение о подготовке законопроекта вызвало многочисленные протесты и критические комментарии со стороны других депутатов и сенаторов. После этого единороссы Андрей Картаполов и Василий Пискарев заявили, что такую инициативу рассматривали только в начале мобилизации. После того как президент объявил о ее окончании, законопроект потерял актуальность.
В отношении граждан, уехавших из России, но продолжающих работать на российские компании, в течение года анонсировали две противоположных инициативы. Минфин в июле сообщил о готовности снизить размер НДФЛ для россиян. По действующим нормам, если они проведут за границей более полугода, то перестанут считаться налоговыми резидентами РФ и ставка НДФЛ для них вырастет с 13 до 30%.
После объявления мобилизации и оттока значительного числа специалистов за рубеж риторика органов власти изменилась. Возможно, вместо налоговых льгот таких сотрудников обяжут платить НДФЛ в размере 30% даже в том случае, если они налоговые нерезиденты и не работают в РФ, опасается Никита Филиппов.
Пока депутаты-единороссы и сенатор Андрей Клишас анонсировали планы отменить режим самозанятых и налоговые льготы для уехавших из России лиц. А еще об ограничениях на удаленную работу из-за рубежа для сотрудников госсектора, транспортной безопасности и других «чувствительных» отраслей.
Ни один из этих законопроектов пока не внесен в Госдуму.