Борьба интернет-ресурсов за прибыль
По оценкам экспертов, четверть британских и треть американских пользователей делятся своими паролями от Netflix, за счет чего бесплатный доступ к сервису получают 100 млн человек по всему миру. Из-за этого платформа теряет около $6 млрд ежегодно. Чтобы решить проблему, сервис обязал доплачивать за использование одной и той же учетной записи несколькими людьми. Система уже работает в Латинской Америке: за $2,99 можно добавить к своему аккаунту еще одного пользователя (при стандартной цене подписки на Netflix в $6,99–19,99). Если выяснится, что кто-то пытается обойти новые правила, аккаунт заблокируют. Российские интернет-сервисы не отстают от западных — аналогичная семейная подписка есть у «Яндекса».
Отечественные интернет-платформы запрещают пользователям делиться учетными записями. Онлайн-кинотеатр Okko не разрешает передавать логины и пароли другим людям. А их конкурент ivi указывает в пользовательском соглашении, что «пользователь обязуется принимать надлежащие меры для обеспечения сохранности учетной записи, не разглашать третьим лицам логин и пароль учетной записи, обеспечить их надлежащее хранение...». За нарушение правил онлайн-кинотеатр вправе удалить аккаунт.
Право.ru посылало запросы в «Яндекс», ivi и Okko, чтобы узнать, блокировали эти сервисы пользователей за обмен паролями или нет. Пресс-службы компаний на наше обращение не ответили.
Администраторы торговой интернет-площадки FunPay в официальной группе на аналогичный вопрос ответили следующим образом: «Учетные записи FunPay не предназначены для использования несколькими людьми, и мы бы рекомендовали регистрировать отдельный аккаунт для каждого продавца. Однако на текущий момент не предусмотрено никакого наказания за аккшеринг».
![](https://storage.pravo.ru/image/162/81314.jpg?v=1638975401)
Запрет распространять пароли помогает надежнее защитить интеллектуальные права. Это особенно актуально для образовательных платформ. Есть сообщества, где можно «в складчину» купить доступ к курсам. Например, программу за 100 000 руб. приобретут десять человек, которые будут просматривать лекции с одного и того же аккаунта.
Крупные штрафы за передачу логина и пароля от учетной записи третьим лицам предусматривают и каршеринговые сервисы. Владелец аккаунта в приложении «Яндекс Драйв» заплатит 150 000 руб., если за руль арендованного авто сядет кто-то кроме него. Верховный суд признал законной такую санкцию (дело № 10-КГ22-3-К6).
Подход законодателя и проблемы доказывания
При этом в российском законодательстве сейчас нет никакой единой санкции за передачу учетной записи на онлайн-платформе третьим лицам, поясняет старший юрист Ксения Петровец. В западных юрисдикциях более жесткий подход к этому вопросу. Офис интеллектуальной собственности Великобритании подчеркнул, что обмен паролями от платных сервисов нарушает положения уголовного и гражданского законодательства, поэтому виновных могут привлечь к ответственности: «Существует ряд положений уголовного и гражданского права, которые применяются при обмене паролями. Они включают нарушение авторских прав, договорных условий и мошенничество. Стриминговые сервисы имеют право обратиться в суд». Правда, на практике таких дел пока не было. Возможно, потому, что передачу пароля от аккаунта сложно доказать. Об этом говорит Максим Али, руководитель практики IP/IT
Довод, что пользователь заходил с разных устройств, не подойдет, так как сегодня у многих есть несколько личных девайсов. IP-адреса из разных стран тоже ничего не подтвердят, ведь человек мог использовать VPN, констатирует эксперт. Так, в деле № 2-3319/2020 ~ М-3197/2020 Ксения Юданова* пыталась доказать, что кредит через ее учетную запись на сайте банка взял кто-то другой. Суды в эту версию не поверили и отказали истцу, сославшись на то, что доступ в личный аккаунт на портале кредитной организации был привязан к телефону заявительницы, который никто не похищал. Некоторые сервисы, как «Открытое образование», в пользовательском соглашении четко указывают: за любые действия от имени учетной записи отвечает тот человек, который ее оформил, а не тот, кто использовал.
Помочь с доказательной базой в таких историях могут новые технологии. Одна из них называется фингрепринтингом (контроль цифровых отпечатков устройства). Заместитель руководителя практики интеллектуальной собственности/ТМТ Ирина Косовская поясняет, что с помощью фингрепринтинга сайты смогут идентифицировать пользователя, даже если он изменит IP-адрес, включит режим «Инкогнито» в браузере, удалит файлы cookie или воспользуется VPN. Поэтому рано или поздно искусственный интеллект, видимо, научится эффективно определять тех лиц, кто использует чужие учетные записи.
* Имя и фамилия изменены редакцией.