Покорять вершины и развивать нетворкинг: как прошла Winter Legal Week — 2023
С корабля на бал, а точнее из самолета на вечеринку, в честь старта «Зимней юридической недели» отправились участники мероприятия в модный глэмпинг «Лес». Winter Legal Week — 2023 началась у сочинских гор под теплыми пледами и с согревающими напитками у костра. Дождавшись коллег, гости переместились в ресторан глэмпинга. Там на конкурсе Legal voice юристы исполняли любимые песни в караоке и выясняли, кто поет лучше всех. Музыкальное соревнование разделили на два этапа, а победителей выбирали аплодисментами. На первом этапе победила Елена Часовских, директор по развитию «УК Портфельные инвестиции» с песней «Останусь» группы «Город 312».
Участники Winter Legal Week — 2023 сидят у костра в глэмпинге «Лес»
«Поющих юристов много, и было интересно помериться силами. Думаю, что многие постеснялись участвовать, так как юристы очень серьезные и подобный формат мог смутить коллег. Не все готовы проявить творческую натуру», — делится впечатлениями Часовских.
Александр Терентьев, технический директор Veta, выиграл второй этап Legal voice. Он исполнял песню «Гореть» группы Lumen. Приз зрительских симпатий взяла Юлия Черныш, ведущий юрист отдела правовой поддержки основной деятельности АО «РАОС Проект», с песней «Вахтерам», а партнерский приз получила Мария Орлова, партнер А2 Она исполняла «Почему» Земфиры*.
Алексей Отраднов, коммерческий директор Право.ru, награждает победителей Legal voice Александра Терентьева, технического директора Veta, и Юлию Черныш, ведущего юриста АО «РАОС Проект»
Корпоративные споры и банкротные тенденции
Второй день начали с конференции, где обсудили ключевые риски для бизнеса в 2023 году. Елена Гладышева, адвокат, управляющий партнер РИ консалтинг , рассказала о новых аспектах ответственности топ-менеджеров в свете частичной мобилизации, санкций и режима повышенной готовности. Эксперт подчеркнула: за последний год сильно выросло число корпоративных споров. Причем многие из них возникли из-за того, что российские партнеры воспользовались нестабильной ситуацией и взяли управление на себя. Отечественные компании в конфликтах с иностранцами аргументируют позицию своим российским происхождением. Но суды проверяют, нет ли в подобных ситуациях злоупотребления правом.
Итог корпоративных споров в 95% случаев — банкротство. Партнеры пытаются привлечь друг друга к субсидиарной ответственности. Сейчас кейсы по субсидиарке касаются в основном деятельности до 2019 года, потому что банкротство — это всегда долгий процесс.
В текущей ситуации самый большой вопрос — как можно привлечь к ответственности иностранного инвестора на практике, а не документально, подчеркнула Гладышева. «Одно дело — получить решение суда, и совсем другое — получить по нему деньги», — говорит юрист. Из зала у Гладышевой спросили, как в нынешних условиях уведомлять о споре иностранных участников судебного процесса. Эксперт ответила, что суды сейчас засчитывают направление уведомлений по электронной почте. Кроме того, можно передать информацию иностранным участникам через зарубежных партнеров, поделилась опытом Гладышева.
Про дела о субсидиарке говорила и Ольга Савина, управляющий партнер, адвокат Savina Legal Докладчик сказала, что практика в таких спорах сдвигается в пользу субсидиарных ответчиков. В качестве примера Савина привела вывод Верховного суда в деле № А-40-98386/2015. В этом споре экономколлегия заключила: лицо, которое пытаются привлечь к субсидиарке, может обжаловать решение суда о включении требований кредитора в реестр.
Изменение практики по субсидиарной ответственности — не единственный дискуссионный момент в банкротстве. Андрей Олифир, партнер Русяев и партнеры, обратил внимание коллег на трудности с налогом на прибыль. Одна из них: нужно ли платить такой налог, когда реализуют имущество компаний-банкротов. В российских законах нет указаний, что в подобных случаях можно освободить от этой выплаты, отметил эксперт. Но с его точки зрения, в таких ситуациях налог на прибыль не должны взимать, поскольку для этого нет экономического основания. Ведь прибыль — это материальная выгода, которой свободно распоряжается налогоплательщик, а в банкротстве должник этого не делает, объясняет Олифир.
В продолжение темы банкротства Илья Жарский, управляющий партнер Veta, сказал, что в последние годы конкурсные кредиторы реже инициируют банкротные дела. Он привел статистику «Федресурса», согласно которой в 2021 году процент таких кейсов составил 72,4%, а в 2022-м — уже 66,4%. Должники, напротив, стали чаще подавать на банкротство, заметил эксперт: 18,8% случаев в 2021 году и 23,1% — в 2022-м. Они выбирают этот путь, поскольку считают, что самим инициировать процедуру, с точки зрения защиты, лучше, чем дожидаться такой подачи от кредиторов. Поэтому в 2023 году подобных дел станет еще больше, полагает Жарский.
«Спрятать» бизнес от санкций и добиться мира
В 2022-м менялось не только банкротство, но и другие правовые сферы. Например, в России обязали маркировать интернет-рекламу. (О нововведениях рассказывали в материале «Маркировка креатива и учет данных: как работают новые поправки к закону о рекламе».)
Сведения о ней теперь хранятся в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). Доступ к этим данным получила и ФНС. Про налоговые последствия этих изменений рассказала Зарина Эргашева, генеральный директор «Территория онлайн-образования». Эксперт объяснила, что нововведения на руку властям: раньше им приходилось запрашивать документы о расходах на рекламу при проверках, а теперь они могут сами посмотреть нужную информацию. Эргашева обратила внимание на опасное заблуждение в этой сфере: некоторые считают, что рекламу по бартеру маркировать не нужно, ведь за нее получают вещь, а не деньги. Но такая реклама тоже подлежит учету. Более того, у нее есть налоговые последствия: блогера, который распространяет рекламу, налоговики могут заставить уплатить налог на прибыль, а рекламодатель может получить доначисления по НДС, объясняет Эргашева. Чтобы снизить риски, нужно заключить встречный договор о бартере и провести взаимозачет обязательств.
В конце выступления Эргашева провела интерактив. Она рассказала о четырех персонажах, которые не маркируют рекламу: компания, которая рекламирует цветочные букеты на телевидении; блогер-ИП, продвигающий услуги по бартеру; самозанятая швея, которая рассказывает об одежде собственного производства на сайте и в блоге; НКО «Ассоциация любителей лыжного спорта», которая пользуется таргетированной рекламой во «ВКонтакте». Участники конференции отсканировали QR-код и проголосовали за того, кто, по их мнению, находится в зоне риска. Правильный вариант был только один. Многие пришли к выводу, что рискует цветочная компания. На самом же деле организация не в зоне риска, так как телевидение не относится к интернет-рекламе. Швея рекламирует одежду собственного производства на своем сайте, поэтому к ней тоже нет вопросов. НКО в качестве рекламораспространителя выбрала «ВКонтакте», а это оператор рекламных данных, через которого сведения о рекламе передаются в ЕРИР. Таким образом, из всех этих персонажей рискует блогер-ИП, который не маркирует рекламу по бартеру.
Спикеры и слушатели собрались в зале перед стартом первой сессии деловой программы
Среди новых вызовов, с которыми столкнулся бизнес в 2022-м, — согласование сделок купли-продажи компании с иностранным участником из недружественного государства. О том, как это правильно сделать, рассказал Юрий Николаев, управляющий партнер Николаев и партнеры Разрешение на такие сделки выдает правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (управкомиссия). Чтобы получить добро на сделку от такого ведомства, компании подают документы через то или иное министерство. Многие юристы считали, что нужно идти именно в Минфин.
Совершенно необязательно обращаться в Минфин. Сейчас он массово стал направлять организации в министерства, которые соответствуют виду деятельности компании.
Например, кому-то придется обратиться в Минпромторг или Минсельхоз. Николаев объясняет, что возможны такие сценарии:
сделка не подпадает под согласование управкомиссией;министерство само составляет отказ, мотивирует его и не передает документы комиссии;министерство обосновывает, почему сделка подпадает под одобрение комиссией.Внимание слушателей на закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ) как инструмент для бизнеса в эпоху санкций обратила Елена Часовских, директор по развитию «УК Портфельные инвестиции». Она пояснила, что большая часть фондов — комбинированные.
Комбинированные фонды позволяют инвестировать в абсолютно разные активы. Например, акции, недвижимость, интеллектуальную собственность и другие объекты. Это помогает нам предлагать интересные решения для бизнеса.
Через ЗПИФ можно сохранить конфиденциальность, рассказала Часовских. В ЕГРН и ЕГРЮЛ не раскрывают данные владельцев паев. Там видно только название фонда и наименование управляющей компании. Информация о владельцах может быть доступна госорганам по определенным запросам. Еще Часовских отметила, что управляющие компании инвестиционных фондов контролирует Центробанк, так как они занимаются лицензируемой деятельностью, а это позволяет предотвратить нарушения со стороны компании. В последнее время клиенты, которые полагают, что могут подпасть под санкции, обращаются с запросами, чтобы завести бизнес в фонды и таким образом обезопасить его от наложения ограничений.
Михаил Чернышев, руководитель направления a.t.Legal , затронул вопрос загруженности российских судов. По мнению эксперта, судебная система работает на пределе возможного, а снизить нагрузку на суды можно, повысив порог доступа к правосудию через развитие досудебных процедур. Например, прибегать к медиации. Поскольку это необязательная процедура, на практике она не помогает решить проблему с загруженностью. «Мне кажется, путь к разгрузке судов — усложнение доступа к правосудию не через формальные, а через реальные досудебные процедуры. Наши зарубежные коллеги на этом зарабатывают. Мы тоже можем и должны это делать», — считает Чернышев.
Проблемы с выбором суда и ошибки релокантов
Блок выступлений юристы посвятили тому, как сейчас судиться с иностранцами. Антон Мальцев, партнер Melling, Voitishkin & Partners, говорил об исполнимости решений судов и арбитражей в России и за границей.
Мы много знаем о том, как успешно судиться в российских судах. Но пользы от решения в нашу пользу не будет, если его нельзя исполнить. Когда вы выбираете, куда идти судиться, важно учесть наличие пророгационного или арбитражного соглашения и оценить, насколько реально его исполнить.
Соглашение с другими странами о взаимном признании судебных решений — не ключевой фактор, чтобы за рубежом документ признали, заметил Мальцев. Хотя между Донецкой Народной Республикой и Россией нет подобного договора, отечественные суды в 2022-м признавали их решения, сказал Мальцев. Эксперт привел и обратный пример, когда между странами есть конвенция о признании решения арбитражей, но суды отказывались их признавать. Так было в прошлом году в России с выводами разных арбитражей: International Court of Arbitration (ICC), Hong Kong International Arbitration Centre (HKIAC) и London Court of International Arbitration (LCIA).
Про аннулирование арбитражных оговорок и перевод споров в Россию говорил Сергей Радченко, партнер АБ «Юг» Он привел в пример спор АО «Уралтрансмаш» с польской компанией PESA (дело № А60-36897/2020). Спор дошел до ВС, который отметил: того, что лицо под санкциями, уже достаточно для установления исключительной юрисдикции российского суда.
Одна из проблем, которая есть в спорах о запрете иностранцам судиться в их арбитражах, — известить оппонента и вызвать его в суд. Возможна ситуация, когда за рубежом уже вынесли решение, а у нас суд только начал рассматривать дело.
После выступления Радченко Роман Зайцев, партнер Nextons, из зала обратил внимание коллег на январское решение АС Иркутской области по делу № А19-10204/2022. Там российская компания «Атлант» подала иск против иностранной организации ARCO S.N.C. из-за долга 8,9 млн руб. по контракту на проектные работы. В договоре они сделали арбитражную оговорку о передаче споров в международную торговую палату в Стокгольме. Несмотря на это, «Атлант» пошел в российский суд со ссылкой на ст. 248.1 АПК об исключительной компетенции российских судов, но в итоге производство по делу прекратили. Суд указал, что санкции касаются конкретных лиц и реализации определенных товаров. Россия и другие страны не устанавливали запрет на использование международного арбитража. Кроме того, суд пояснил, что на сайте шведского арбитража разместили информационное письмо, где указали: к российским сторонам не будут относиться иначе, чем к другим. Доводы истца о невозможности общения почтой отклонили, потому что почтовое сообщение со Швецией восстановили еще в ноябре 2022-го.
Анна Кровякова, управляющий партнер международной консалтинговой компании FINCOM group и глава фонда регионального экономического развития «Инвестиции и регионы», рассказала, как избежать ошибок первых релокантов. Эксперт поделилась, что для клиентов в ее компании выбрали стратегию по «закрытию дыр» без долгосрочного плана. В итоге их команда нашла две выгодные для релокации юрисдикции — Сербия и Кыргызстан. В первой самые низкие налоги в Европе, сказала Кровякова. Нерезиденты облагаются налогом только на доход, полученный в Сербии. В Киргизии легко открывать счета и ИП, а еще можно избежать двойного налогообложения. К выбору юрисдикции важно подходить комплексно и не основывать свое решение только на налоговых выгодах, отметила Кровякова. Среди ошибок релокантов эксперт выделила:
отсутствие комплексного подхода; непродуманная схема взаимодействий с партнерами;не проработанная заранее финансовая модель и налоговая нагрузка;непродуманная логистика.Горы по колено
После деловой программы участники переместились на вечеринку в азиатский ресторан Chicha, где обменялись впечатлениями от конференции и расслабились за бокалами просекко и коктейлями. А на следующий, завещающий день мероприятия деловые костюмы и нарядные платья юристы сменили на спортивную одежду и снаряжение. На одной из олимпийских трасс «Роза стар» соревновались в спуске на горных лыжах и сноуборде. Лучшей лыжницей стала гостья мероприятия Анна Степанова, а среди мужчин первым оказался Денис Лактионов, управляющий партнер «Первой адвокатской конторы».
Приз за сноуборд взял Максим Степанчук, директор департамента судебной практики «Транснефть» (ex. партнер Delcredere). Он рассказал, что уже не первый раз приезжает на юридическую неделю. «Лучшее мероприятие для посещения зимой — это Winter Legal Week», — считает Степанчук.
Алена Логинова, юрисконсульт ТИМ, впервые побывала на Legal Week и сразу выиграла в женском соревновании по сноуборду — она катается на доске с детства. О деловой части Логинова сказала: «Все было суперполезно — юристы дали действительно классные лайфхаки». Она подчеркнула, что юристы не обсуждали заезженные темы, а говорили о нужных и важных вещах. «Здесь в горах классная атмосфера. Здорово, что удалось совместить приятное с полезным», — делится впечатлениями Логинова.
Роман Зайцев, партнер Nextons участвует в соревнованиях по горным лыжам
Денис Косенков, партнер Косенков Суворов, на зимней юридической неделе тоже побывал впервые и участвовал в соревнованиях по горным лыжам. Он признался, что трасса была сложная, но кататься было приятно. А Зайцев положительно отметил камерность юридической недели: в такой атмосфере проще коммуницировать с коллегами. «Я рад, что приехал сюда. Буду всем рекомендовать не только летний, но и зимний форум», — рассказывает Зайцев.
* Признана иноагентом в России.