Единый налоговый счет и правда о свободных зонах ОАЭ: проблемы и перспективы
Изменения для участников САР и налоги в ОАЭ
В 2022-м изменили правила налогообложения компаний — участников специальных административных районов (САР). О них рассказал Андрей Терещенко, руководитель налоговой практики Пепеляев Групп Он объяснил, что перемены связаны со статусом международных холдинговых компаний (МХК). Если раньше само наличие статуса такой организации позволяло получать льготы участникам САР, то после изменений нужно соблюдать еще и другие условия. Их закрепили в ст. 284.10 НК. Право на использование пониженных ставок возникает, когда МХК начинает выполнять условия НК. Но эта норма не предполагает обязательного срока, когда компания должна приступить к их соблюдению, объяснил эксперт.
Международная компания может переехать в САР, получить статус МХК, но не начинать применять требования ст. 284.10 НК, то есть не начинать использовать пониженную ставку по налогу на прибыль. К этому вопросу можно вернуться через несколько лет при необходимости.
А вот решить вопрос с получением статуса МХК следует сразу, обратил внимание Терещенко: по закону на это есть 15 дней. Если пропустить этот срок, то его уже не восстановить. А значит, даже если компания выполнит все условия, она не получит право на налоговые льготы.
Самое проблемное условие из ст. 284.10 НК — необходимость инвестировать минимум 300 млн руб. Компании нужно делать это в течение трех лет в случае применения пониженной ставки. Форма инвестиций — капитальные вложения в строительство или реконструкцию объекта социально-культурной, транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной или инженерной инфраструктур. И здесь возникает вопрос о том, как определить, что относится к каким видам недвижимости, отметил Терещенко.
В продолжение темы Александр Шендерюк-Жидков, член Совета Федерации от Калининградской области, член комитета по бюджету и финансовым рынкам рассказал о готовящихся поправках в этой сфере. С его точки зрения, планируемые изменения позволят внести определенность. «Изначально резидент, который хочет иметь статус МХК и исполнить требования ст. 284.10 НК, сможет заключить с управляющий компанией САР предварительное соглашение, где регулятор подтвердит: ты можешь внести эти инвестиции и, если ты их выполнишь, мы не будем иметь к тебе претензий», — объяснил эксперт.
Наталья Пацева, управляющий партнер FTL Advisers Ltd, остановилась на теме регистрации бизнеса в ОАЭ. Она обратила внимание на место регистрации компании. В Эмиратах есть free zone (свободные зоны) и mainland — основная территория страны. «Эмираты представляются всем как универсальный инструмент. Когда бизнесу потребовалось быстро решать задачи, не было времени выбирать и анализировать. Нужен был рабочий, желательно безналоговый, инструмент, чтобы бизнес не встал. Поэтому ОАЭ в 2022-м стали неким флагманом», — подчеркнула Пацева. При этом все не так просто и прозрачно. Пацева отметила: регистрация компании в свободной зоне не означает, что бизнес полностью освободят от налогов, требований к substance (действительное экономическое присутствие) и ведению отчетности.
Мониторинг и реконструкция
На второй сессии эксперты обсудили налоговые тренды и изменения. О налоговом мониторинге рассказала Наталья Коваленко, партнер Пепеляев Групп Это такая форма контроля, которая заменяет традиционные проверки, позволяя госоргану взаимодействовать онлайн с налогоплательщиком через удаленный доступ к его данным. Коваленко отметила, что 80% налогового мониторинга — IT-составляющая и лишь 20% — юридическая.
Законодательное снижение порогов сумм стало предпосылкой для того, чтобы компании стали выбирать такую форму налогового контроля, выделила эксперт. В 2023-м мониторинг используют 445 компаний из 18 отраслей, обратила внимание на статистику ФНС Коваленко. Среди них 28% — из нефтегазовой сферы, 14% — ретейл, 7% — энергетика и другие.
С 2024 года вступает в силу автоистребование документов. На сайте налоговыймониторинг.рф есть «Справочник видов документов». Там собрали бумаги, которые может изучать налоговая в рамках такого мониторинга. Коваленко объяснила, что это позволяет исключить произвол со стороны органов, так как они смогут запрашивать информацию только из строго определенного перечня.
О значимом изменении для налогоплательщиков — введении единого налогового счета (ЕНС) — говорили эксперты Taxology: ведущий юрист Егор Лысенко и юрист Марина Ягнюкова. С 1 января 2023 года вместо отдельных платежей по налогам действует единый налоговый платеж (ЕНП). Уплата налогов проходит в два этапа, а налогоплательщики просто пополняют свой единый налоговый счет. Затем они отражают у себя единую налоговую обязанность, и после этого деньги распределят на уплату налогов. Эксперт отметил, что теперь не может возникнуть ситуации, когда по одному налогу есть переплата, а по другому — недоимка. Все сальдируется, объяснил эксперт. Сальдо может быть положительным (переплата), отрицательным (недоимка) и нулевым (без долгов и переплат).
Ягнюкова продолжила, что сальдо на 1 января 2023-го формировалось по особым правилам. В сальдо вошла вся задолженность налогоплательщика на 1 января, по которой не истек срок взыскания и не действует приостановление, плюс налоги, уплаченные до 2023 года и по которым срок отчетности наступает в 2023-м. Компания провела опрос среди своих клиентов, в результате которого вывили технические проблемы с ЕНС, рассказала Ягнюкова. Его итоги показали, что 92% пользователей столкнулись с задержкой отражения платежей в ЕНС, а 46% не получили информацию о состоянии сальдо ЕНС.
Еще один налоговый тренд — реконструкция платежей. Александр Лемчик, управляющий партнер ЛКП, объяснил, что в судебной практике сформулировали важный вывод: выявление необоснованной налоговой выгоды не предполагает определения налоговой обязанности в более высоком размере. Из-за этого могут доначислить налог, который нужно уплатить, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом. По мнению эксперта, следует разделять налоговую реконструкцию и действительные налоговые обязательства.
Налоговая реконструкция — это возможность учета затрат, которые подтверждены документами. А действительные налоговые обязательства — расчет налоговых обязательств, каким образом они бы выглядели, если бы не применялся тот или иной способ налогового планирования.
О судебных спорах по поводу налоговой реконструкции рассказала Юлия Вершинина, начальник управления правового обеспечения финансовой деятельности ГАЗ. Она отметила, что с 2017 по 2019 год налоговые органы применяли ст. 54.1 НК о налоговой реконструкции формально. «Они смотрели сделку и делали вывод, что исполнитель выполнил сделку полностью или даже частично сам. И тут же, не вдаваясь в подробности, налоговый орган говорил: вся ваша сделка совершена с одной целью — уйти от налогообложения», — объяснила Вершинина. За это начисляли пени и штрафовали на сумму 40% от неуплаченного налога.
Плательщикам налога не нравилось такое применение правил, они долго и много судились, подчеркнула юрист. Еще Вершинина отметила, что в тот период была масса экспертных обсуждений этой проблемы. А в 2019-м в деле № А27-17275/2019 практика сдвинулась в пользу налогоплательщиков. Там АС Кемеровской области признал право налогоплательщика на налоговую реконструкцию по налогу на прибыль.
Налоговые споры в судах
Галина Акчурина, партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept, говорила о признании в расходах затрат на создание объектов незавершенного строительства, которые не ввели в эксплуатацию по независящим от компании обстоятельствам. Например, это изменение экономической ситуации, признание объекта экономически неэффективным, уточнила эксперт. Акчурина отметила, что нет единой судебной практики в этой сфере, а ситуация стала высокорисковой для бизнеса, который реализует долгосрочные проекты.
Юрист обратила внимание на дело № А42-10325/2018. Там компания пыталась признать недействительным решение налоговой о доначислении налога на прибыль по эпизоду, который связан со списанием проектной документации по реконструкции трех объектов и налога на имущество, связанного с отнесением оборудования к движимым вещам. Первая инстанция удовлетворила иск, но апелляция и кассация встали на сторону властей. Суды согласились с позицией налоговой и признали, что в налоговом законодательстве нет оснований для переквалификации во внереализационные спорных расходов, связанных с амортизацией основных средств.
Вопреки утверждениям налогового органа, и налоговое законодательство, и законодательство о бухучете знают правила переквалификации.
Еще среди практических тем на конференции обсудили вопрос, как доказывать деловую цель сделки. Дать единый для всех алгоритм проблематично, считает Иван Цветков, старший налоговый консультант Tax Compliance, потому что сделки сильно варьируются. Сбором доказательств, обосновывающих деловую цель той или иной финансовой операции, надо озаботиться на этапе ее планирования, обратил внимание Цветков.
А Игорь Ткачев, руководитель налоговой практики Enforce Law Company, рассказал о практике 2022 года в сфере уплаты налога с продажи имущества в банкротстве. Он привел в пример постановление АС Северо-Западного округа от 17 августа 2022 года по делу № A56-103899/2017, которое вынесли в отношении должника, продававшего залоговое имущество. Эксперт обратил внимание на вывод суда: требование об уплате налога на прибыль, возникшего из-за реализации имущества должника, не должны удовлетворять преимущественно перед непогашенными требованиями из реестра кредиторов. А в постановлении АС Московского округа от 24 февраля 2022 года по делу № A40-177466/2013 кассация заключила, что аналогичное требование относится к текущим.