Новые разъяснения Пленума Верховного суда касаются трех статей Уголовного кодекса:
- Ст. 317 УК «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».
- Ст. 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти».
- Ст. 319 УК «Оскорбление представителя власти».
Это первые разъяснения по таким нормам. После принятия новых правил от Пленума ВС суды должны перестать руководствоваться постановлением Пленума ВС СССР от сентября 1989 года. Новое постановление пока не принято: по итогам обсуждения его направили на доработку. Ссылка на проект документа есть в конце текста.
Согласно разъяснениям Пленума ВС, к правоохранительным органам РФ относятся:
- органы прокуратуры;
- Следственный комитет;
- органы внутренних дел;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- таможенные органы Российской Федерации;
- Федеральная служба охраны;
- органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы;
- Росгвардия;
- военная полиция.
Поэтому все обсуждаемые нормы относятся к преступлениям, совершенным в отношении работников этих ведомств. «К сотрудникам правоохранительных органов могут быть отнесены должностные лица и не являющиеся должностными лицами государственные служащие этих органов, наделенные полномочиями по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», — подчеркивает ВС.
В отношении насильственных преступлений по ст. 317 и ст. 318 УК Пленум ВС предлагает понимать под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти не только их родственников, но также людей, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов или его родственников и их убийство не требуют дополнительной квалификации по ст. 105 УК, подчеркивает ВС. Аналогично не требуется дополнительной квалификации по ст. 112 и ст. 115 УК при применении насилия, повлекшего легкий или средний вред здоровью потерпевшего.
Если подозреваемый не смог совершить преступление, но готовился к нему, то его действия нужно квалифицировать со ссылкой на ст. 30 УК о приготовлении к преступлению. «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное из мести на почве личных неприязненных отношений виновного и потерпевшего, при наличии оснований квалифицируется как преступление против личности», — отмечает ВС. То есть по ст. 105 об убийстве.
Если насильственное преступление совершено в ответ на незаконные действия со стороны правоохранительных органов или военнослужащего, то его можно признать необходимой обороной или квалифицировать как преступление против личности.
По 318-й статье о насилии в отношении представителя власти Пленум считает возможным наказывать за побои или другие насильственные действия: связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении.
Под угрозой применения насилия ВС понимает «высказывания или иные действия лица, свидетельствующие о его намерении применить к потерпевшему любое физическое насилие, когда такая угроза воспринималась потерпевшим как реальная».
Под насилием, опасным для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК), ВС понимает не только причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, но также и легкий вред, который вызвал кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимается и такое, которое «хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК), по мнению Пленума ВС, заключается в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные, профессиональные и служебные качества. Кроме того, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме.
Такое оскорбление может быть нанесено, например, любой публикацией в интернете, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц — под эти критерии подходит и комментарий в соцсети. Но не только словами можно оскорбить представителя власти, но и любыми другими публичными действиями, унижающими честь и достоинство потерпевшего. ВС приводит в пример срывание форменного головного убора или погон.
Обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти будет публичный характер такого оскорбления.
Чтобы выяснить, было ли оскорбление публичным, суду нужно учитывать место и способ оскорбления, обстановку и другие обстоятельства дела. Например, публичными будут считаться массовая рассылка оскорбления электронными сообщениями, оскорбление во время массового мероприятия или просто ругательство в присутствии потерпевшего и других людей.
Если угрозы или оскорбления произнесены в связи с судебным процессом, предварительным расследованием или исполнением приговора, то действия обвиняемого следует квалифицировать по ст. 296 или ст. 297 УК. Исходя из текста постановления Пленума ВС, в таком случае речь идет не о дополнительной квалификации, а именно об основной. То есть нельзя наказать одновременно и за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК), и за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК).
Ко второму чтению Пленуму ВС предстоит определиться, нужно ли квалифицировать оскорбление представителя власти и применение к нему насилия по совокупности. На этот счет в постановлении имеются два варианта, один из которых попадет в финальную версию постановления.
Первый предполагает: «Публичное оскорбление представителя власти, совершенное во время или после применения в отношении данного лица насилия или угрозы применения насилия, квалифицируется по совокупности преступлений».
Второй вариант: если все действия совершены одновременно в отношении одного и того же представителя власти, то дополнительной квалификации за оскорбление по ст. 319 УК не требуется.
Оскорбление нескольких представителей власти, если оно совершено одновременно либо с «незначительным разрывом во времени», следует рассматривать как одно преступление.